Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
судей Рачиной К.А, Заскалько О.В, при помощнике судьи Солоповой К.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Христич О.Н.
на решение Мещанского районного суда города Москвы от 14 ноября 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Христич О.Н. к ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии и на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Христич О.Н. обратилась в суд с иском к ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (также далее ГКУ "ГЦЖС"), с учетом уточнений просила признать требования о дополнительных документов неправомерным, признать незаконным решение от 21.02.2023 года об отказе в представлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать восстановить начисление и выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента прекращения - с 01.02.2023. Исковые требования мотивированы тем, что Христич О.Н. проживает в однокомнатной квартире с 1983 г. Субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получала с 01.02.2009 г. В квартире вместе с истцом зарегистрирован её сын Христич Г.А. Субсидия была оформлена на семью из 1 человека, так как истец с сыном ведут раздельное хозяйство, а расходы на оплату ЖКУ уплачивали в равных долях. В феврале 2023 г. истцом получено извещение с требованием произвести переоформление данной государственной услуги. Заявление о переоформлении было подано на тех же условиях. В числе прилагаемых документов предоставлено совместное заявление от истца и её сына о том, что по их договоренности оплату ЖКУ они производят в равных долях. 21.02.2023 г. истцом получено извещение об отказе в предоставлении услуги по причине предоставления заявителем неполного комплекта документов. Истец считает требование ГЦЖС неправомерным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Истец Христич О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Можарова О.М. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, против удовлетворения исковых требований возражала, просила в иске отказать, предоставила отзыв на исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы, а также о вынесении в отношении ответчика частного определения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, усматривает основания для отмены решения суда.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно договору социального найма жилого помещения N 5617-01-2010- 1634152 от 26 апреля 2010 года Христич Г.А. как нанимателю передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение для проживания в нем, находящееся в собственности города Москвы, расположенное по адресу:***, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире, площадью жилого помещения ***кв. м, общей площадью (без летних) ***кв. м, жилой площадью 18.9 кв.м. (п. 1.1). Согласно п. 1.3 указанного договора социального найма совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются в качестве членов его семьи мать Христич О.Н. (истец).
В соответствии с извещением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семье назначалась и выплачивалась субсидия с 01.02.2009 г.
Уведомлением от 18.01.2023 ГКУ "ГЦЖС" сообщило истцу, что для оформления субсидии на новый срок с 01.02.2023 по 31.07.2023 необходимо подать заявление лично в Центр государственных услуг "Мои документы" (МФЦ любого района города Москвы) или официально через официальный сайт Мэра Москвы и представить документ, в соответствии с п.п. 2.3.1.(1). 1, 2.3.1.(1).3 Административного регламента, а также документ, содержащий сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги без учета зарегистрированного, но не включенного в заявление сына Христич Г.А.
10.02.2023 года заявителем Христич О.Н. подано заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N 1143-00285/23, в качестве члена семьи указана только Христич О.Н.
Извещением об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 21.02.3023 г. заявителю Христин О.Н. отказано в предоставлении субсидии с 02.2023. Причина отказа: представление заявителем неполного комплекта документов (п. 2.9.1.1 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.03.2012 N 111-ПП). Не представлены документы, содержащие сведения о платежах за ЖКУ без учета следующих зарегистрированных, но не указанных в заявлении граждан: Христич Г.А.. При этом, к заявлению Христич О.Н. была приложена справка от 24.01.2023 года из ГБУ "МФЦ города Москвы" МФЦ района Теплый Стан, где расчет оплаты за ЖКУ произведен на 2-х человек. В справке произведен расчет на 1/2 часть оплаты за ЖКУ, который был выполнен рукописным текстом истцом, что было подтверждено сотрудником МФЦ.
Таким образом, из ответа ГКУ "ГЦЖС" на обращение истца от 02.03.2023 г. следует, что истцу отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что в числе приложенных документов истцом приобщен документ о расчете квартирной платы от 24.01.2023 из ГБУ "МФЦ города Москвы" МФЦ района Теплый Стан, в представленном документе размер начислений за ЖКУ без учета начисленных платежей на Христич Г.А. отсутствовал, данный документ не мог быть принят к рассмотрению. Заявителю разъяснено, что для предоставления субсидии необходимо обратиться в МФЦ любого района города Москвы или через Портал с документами (сведениями), подлежащими обязательному представлению, в числе которых должен быть расчет платы за ЖКУ без учета начисленных платежей на Христич Г.А.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Христич О.Н. суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения названных исковых требований, при этом суд исходил из того, что обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг лежит как на истце, так и на ее сыне, ввиду чего ответчик правомерно отказал в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, так как Христич О.Н. не представила документ, подтверждающий размер вносимой каждым из нанимателей платы за жилое помещение и коммунальные услуги, необходимый в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и Административного регламента предоставления государственной услуги г. Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденного Правительством Москвы от 27 марта 2012 г. N 111-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", указав, что действующее законодательство не предусматривает возможности назначения субсидии без выполнения указанного требования.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами ввиду следующего.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации). Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2022 г.) субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" в часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2022 г. Данная норма изложена в следующей редакции: "Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы".
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 2 Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии предусмотрен разделом V Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для получения субсидии граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением документов или их копий, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункт 14 Правил).
Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают (абзац первый пункта 41 Правил).
В городе Москве предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируется постановлением Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 710-ПП "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 г. N 111-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", которым в том числе утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги г. Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 27 марта 2012 г. N 111-П).
В пункте 2.9.1 Административного регламента перечислены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе: представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных пунктами 2.5.1, 2.5.2, 2.5.3(1) данного регламента (пункт 2.9.1.1); наличие в представленных заявителем документах противоречивых сведений (пункт 2.9.1.2).
Результатом предоставления государственной услуги является: предоставление субсидии заявителю; отказ в предоставлении субсидии (пункты 2.10.1, 2.10.1.1, 2.10.1.2 Административного регламента).
Полномочия по предоставлению государственной услуги в виде предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (пункты 2.1, 2.3.1 Административного регламента).
Из приведенных выше нормативных положений следует, что право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин подает соответствующее заявление в уполномоченный орган с приложением документов, в том числе содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, а также документов, подтверждающих размер вносимой платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги гражданами, не являющимися членами семьи заявителя, но зарегистрированными совместно с ним по месту его постоянного жительства. По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на субсидию, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Основанием для отказа в предоставлении субсидии может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов или наличие в представленных заявителем документах противоречивых сведений.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в зависимости от совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина. При этом уполномоченный орган проводит проверку предоставленных заявителем сведений о доходах при принятии решения о предоставлении субсидии. Предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором проживает гражданин и члены его семьи. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не допускает формального подхода при принятии уполномоченным органом соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении). В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам о предоставлении субсидии, ее размере, об отказе в предоставлении уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции привел лишь причины отказа, указанные Городским центром жилищных субсидий (представление заявителем неполного комплекта документов), оставив без внимания нормативные положения, определяющие условия назначения субсидии, круг лиц, имеющих право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и основания к отказу в предоставлении данной субсидии, а также социально значимый характер спорных отношений и неприемлемость формального подхода уполномоченного органа при реализации гражданином права на меры социальной поддержки.
Вместе с тем, обращаясь в суд с исковым заявлением о признании отказа Городского центра жилищных субсидий в предоставлении субсидии незаконными и подлежащими отмене, истец ссылалась на то, что по указанию ответчика она приложила справку от 24.01.2023 года из ГБУ "МФЦ города Москвы" МФЦ района Теплый Стан, где расчет оплаты за ЖКУ произведен на 2-х человек (л.д. 8). В этой справке ею произведен расчет 1/2 части оплаты за ЖКУ, который она выполнила рукописным текстом, разделив оплату ровно пополам, ввиду договоренности с сыном о такой оплате при неразделенных лицевых счетах. Иной справки она предоставить не может и в МФЦ ей такую справку не выдадут, учитывая, что на оплату этого жилого помещения и коммунальных услуг управляющей организацией выставляется единый платежный документ, что неправомерно лишит ее права на субсидию, полагающуюся ей по закону.
Судебная коллегия полагает, что произведенный истцом расчет конкретизирован и содержит точные суммы, уплаченные ею и отдельно ее сыном и исключает возможность разночтения. При этом иных оснований для отказа не приведено и в суде апелляционной инстанции представитель ответчика указала, что других оснований для отказа в предоставлении субсидии не имеется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения приведенных правовых норм, судебная коллегия полагает, что у истца не имелось объективной возможности представить иные документы, подтверждающие размер вносимой каждым из лиц платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку оплата за жилое помещение и коммунальные услуги всегда производилась совместно по ? доли на основании единого платежного документа, выставляемого управляющей организацией, а из представленной справки такой размер усматривается, то есть требования закона ею выполнены.
Ввиду изложенного вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований является несостоятельным, решение подлежит отмене, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применение норм материального права с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 14 ноября 2023 года, отменить, вынести по делу новое решение.
Признать требования ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о предоставлении Христич О.Н. дополнительных документов неправомерным.
Признать незаконным решение ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" от 21.02.2023 года об отказе в представлении Христич О.Н. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" восстановить начисление и выплату Христич О.Н. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента прекращения - с 01.02.2023.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.