Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, судей Заскалько О.В, Рачиной К.А, при ведении протокола помощником судьи Колесниковой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А, гражданское дело по апелляционной жалобе Лагоды Е.В, действующей в интересах несовершеннолетнего Лагоды А.В. на решение Тверского районного суда города Москвы от 02 сентября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Лагода Е.В, действующей в интересах несовершеннолетнего Лагоды А.В, к Департаменту здравоохранения города Москвы о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Лагода Е.В, действующая в интересах несовершеннолетнего Лагоды А.В, обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения города Москвы о признании действий незаконными, обязании устранить, допущенные нарушения. Требования мотивированы тем, что она является матерью Лагоды А.В. 11 ноября 2011 года рождения, которому необходимо оформление инвалидности, а также оказание постоянной психиатрической медицинской помощи и наблюдение у врача-психиатра в г..Москве, где она с ребенком зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***, при этом, постоянно она и ребенок зарегистрированы по месту жительства по адресу:***. До переезда в г..Москвы ее ребенок наблюдался у врача-психиатра в КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер", с уточненным в 2020 году диагнозом код МКБ 10-F 71.09: "Умственная отсталость умеренная, без указаний на нарушение поведения". 08 июля 2021 года ребенок по ее заявлению был прикреплен для оказания медицинской помощи к ГБУЗ г..Москвы "ДП N 32 ДЗМ". В ходе личных приемов у терапевта, невролога в ГБУЗ г..Москвы "ДП N 32 ДЗМ" ей было сообщено, что ввиду отсутствия постоянной регистрации в г..Москве ее ребенок не имеет права на оказание бесплатной плановой психиатрической помощи, в связи с чем было отказано в наблюдении психиатра и рекомендовано обратиться в ГБУЗ г..Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" для получения платной медицинской психиатрической помощи. В связи с необходимостью оформления в срок до 01 сентября 2021 года заключения ЦПМПК г..Москвы, ею принято решение о прохождении платного обследования в ГБУЗ г..Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ". При обращении 06 августа 2021 года в ГБУЗ г..Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.
Сухаревой ДЗМ" ребенку рекомендовано наблюдение психиатра по месту жительства, оформление инвалидности и госпитализация в психиатрическую больницу по месту жительства или в ГБУЗ г..Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" на коммерческой основе. 19 августа 2021 года она обратилась в Департамент здравоохранения г..Москвы с заявлением о прикреплении ребенка к ГБУЗ г..Москвы "ДП N 32 ДЗМ". 13 сентября 2021 года Департаментом здравоохранения г..Москвы ей был дан ответ о том, что психиатрическая помощь в плановой форме может быть оказана ребенку в специализированной медицинской организации, расположенной в населенном пункте, в котором ребенок зарегистрирован по месту жительства. 24 сентября 2021 года ей было выдано заключение ЦПМПК г..Москвы, с 05 октября 2021 года ребенок зачислен в ГКОУ "Школа N 2124 "Центр развития и коррекции", 12 октября 2021 года администрацией учебного учреждения рекомендовано обращение к психиатру. 25 октября 2021 года врачом-психиатром филиала ГБУЗ г..Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А.Алексеева ДЗМ" психоневрологический диспансер N 15 выдана справка о нуждаемости ребенка в постоянном наблюдении у детского психиатра, что является невозможным без прикрепления к ГБУЗ г..Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А.Алексеева ДЗМ" психоневрологический диспансер N 15. На ее повторные обращения в адрес ответчика по вопросу прикрепления ребенка к ГБУЗ г..Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А.Алексеева ДЗМ" психоневрологический диспансер N 15 ей также были даны ответы об отсутствии на то законных оснований. Полагая свои права и права ребенка нарушенными, она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец Лагода Е.В. в судебное заседание явилась, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Департамент здравоохранения города Москвы по доверенности Штефан Д.И. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения, заявленных требований.
Представитель третьего лица ГБУЗ г.Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А.Алексеева ДЗМ" психоневрологический диспансер N 15 по доверенности Гаглоева Я.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Третье лицо Министерство здравоохранения Красноярского края явку своего представителя в суд не обеспечило, извещалось надлежащим образом.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просил истец.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 июля 2023 года решение Тверского районного суда города Москвы от 02 сентября 2022 года отменено, по делу постановлено новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 19 июля 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела истец, представитель ответчика, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся сторон в порядке ст.167 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В пункте 5 статьи 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическая помощь при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; государство создает все виды организаций, оказывающих психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов (абз. 2 ч. 2 ст. 16 Закона РФ N 3185-1).
Согласно ст. 17 Закона финансовое обеспечение психиатрической помощи, оказываемой населению в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), а также социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является матерью Лагоды А.В. 11 ноября 2011 года рождения, что подтверждается представленной в материалы дела копией свидетельства о рождении.
Согласно копии паспорта истца и свидетельству о регистрации по месту жительства N 453, Лагода Е.В. с ребенком зарегистрирована по месту жительства по адресу:***, при этом, из представленных в материалы дела свидетельств о регистрации по месту пребывания NN 1273/297, 1276/300 усматривается, что в период с 29 июня 2021 года по 28 мая 2022 года истец с ребенком были зарегистрированы по месту пребывания по адресу:***, также в материалы дела представлено дополнительное соглашение N 1 от 09 июня 2022 года к договору найма жилого помещения, расположенного по адресу: г***, согласно которому срок действия договора продлен по 09 августа 2013 года.
Из представленной в материалы дела выписки из амбулаторной карты КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 1" от 24 мая 2021 года на имя Лагоды А.В. следует, что ребенку поставлен диагноз: "Умеренная умственная отсталость без нарушения поведения".
06 августа 2021 года ГБУЗ г.Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" составлено медицинское заключение N 2033 в отношении Лагоды А.В, согласно которому ребенку установлен основной диагноз по МКБ-10: F 71.08, рекомендованы специальные условия обучения и воспитания.
Согласно ответу Департамента здравоохранения г.Москвы от 13 сентября 2021 года на обращение истца по вопросу организации оказания медицинской помощи, истцу сообщено, что оказание медицинской помощи по профилю "психиатрия" в г.Москве осуществляется в федеральных учреждениях здравоохранения (ФГБНУ "Научный центр психического здоровья") и в специализированных медицинских организациях государственной системы здравоохранения г.Москвы. Психиатрические больницы Департамента здравоохранения г.Москвы в установленном порядке оказывают медицинскую помощь жителям г.Москвы (гражданам зарегистрированным по месту жительства в г.Москве) за счет бюджета г.Москвы и не осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Также разъяснено, что медицинская помощь в плановом порядке по профилю "психиатрия" может быть оказана в специализированной медицинской организации населенного пункта, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, или в выбранной медицинской организации на договорной возмездной основе в соответствии со ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной форме осуществляется медицинскими организациями бесплатно и безотлагательно всем лицам без учета постоянной регистрации.
Аналогичного предыдущему ответ дан истцу Департаментом здравоохранения г.Москвы 26 ноября 2021 года и 12 января 2022 года, в котором истцу также сообщено о направлении ее обращения в рамках компетенции в Министерство здравоохранения Красноярского края.
Из представленного в материалы дела ответа ГБУЗ г.Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" от 30 декабря 2021 года во исполнение поручения Департамента здравоохранения г.Москвы о рассмотрении обращения Лагода Е.В. по вопросу оказания её сыну медицинской помощи следует, что ребенок был обследован в консультативно-диагностическом отделении Центра ГБУЗ г.Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" в августе 2021 года для оформления медицинского заключения о состоянии здоровья для направления на прохождение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г.Москвы. По результатам обследования истцу выдана выписка из амбулаторной карты с рекомендацией наблюдения у врача-психиатра по месту жительства. Обследование произведено на возмездной основе.
В судебном заседании первой инстанции истец пояснила, что ребенок в настоящее время прикреплен к ГБУЗ г.Москвы "ДП N 32 ДЗМ", ходит в школу с 05 октября 2021 года, также указала на то, что в течение летнего периода 2022 года она вместе с ребенком уезжала в г.Красноярск, в г.Москве не трудоустроена.
Представитель ответчика, возражая против удовлетворения иска, указал, что со стороны Департамента здравоохранения г.Москвы отсутствует факт бездействия, Департамент не осуществляет прикрепление к учреждениям здравоохранения г.Москвы.
Так, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", в рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.
Согласно разделу V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение, в том числе первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), в том числе в отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами, и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Согласно разделу V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение, в том числе первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, в образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), в том числе при консультациях пациентов при заболеваниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, врачами-психиатрами и врачами-фтизиатрами, а также в отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами, и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Таким образом, оказание гражданам медицинской помощи при психических расстройствах и расстройства поведения не входит в базовую программу обязательного медицинского страхования и осуществляется за счет бюджета субъекта, в котором они проживают.
В целях совершенствования, упорядочения организации оказания и учета стационарной медицинской помощи иногородним, а также иностранным гражданам в медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы издан приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 02.11.2009 N 1400 "Об организации оказания и учета стационарной медицинской помощи иногородним, а также иностранным гражданам в медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы" (вместе с "Инструкцией о порядке организации оказания стационарной медицинской помощи иногородним и иностранным гражданам в медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы", "Инструкцией о порядке подготовки и представлении отчетных данных о пролеченных иногородних и иностранных граждан в медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы на магнитных носителях (CD-дисках)", "Инструкцией о порядке регистрации больных, получающих платную стационарную медицинскую помощь в медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы" - приложения 1, 2, 3), подписанный руководителем Департамента здравоохранения города Москвы и опубликованный в издании "Нормативные документы в фармации и здравоохранении", N 12, декабрь, 2009 (подписан в печать 14.12.2009).
Пунктом 1.1 указанного приказа N 1400 утверждено приложение 1 "Инструкция о порядке организации оказания стационарной медицинской помощи иногородним и иностранным гражданам в медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Инструкция).
Пунктом 8 Инструкции предусмотрено, что решение о возможности оказания плановой консультативно-диагностической и стационарной медицинской помощи иногородним и иностранным гражданам за счет средств бюджета города Москвы (плановая медицинская помощь, не входящая в базовую программу ОМС, плановая медицинская помощь в медицинских организациях, не работающих в системе ОМС, проведение программного и перитонеального диализа, гемосорбции, трансплантации органов и/или тканей, химиотерапевтического лечения, получение дорогостоящих лекарственных препаратов при заболеваниях крови, рассеянном склерозе, системных коллагенозах, после трансплантации органов и/или тканей) принимается Департаментом здравоохранения города Москвы по письменному заявлению пациента или его законного представителя на имя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы.
Субъектом Российской Федерации, на территории которого гражданин зарегистрирован по месту жительства, в порядке, установленном законом такого субъекта Российской Федерации, осуществляется возмещение субъекту Российской Федерации, на территории которого гражданину фактически оказана медицинская помощь, затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, и паллиативной медицинской помощи, на основании межрегионального соглашения, заключаемого субъектами Российской Федерации, включающего двустороннее урегулирование вопроса возмещения затрат.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных Лагода Е.В. исковых требований, руководствуясь нормами вышеуказанных нормативно-правовых актов и положениями ст. 20 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что г. Москва для Лагода Е.В. и ее несовершеннолетнего ребенка не является местом жительства, т.е. тем местом, где она с ребенком преимущественно проживает, при этом, из объяснений истца следует, что ребенок привезен в г.Москву для обучения в специальной школе, что в г.Красноярске является затруднительным.
Принимая во внимание нормы вышеуказанных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы медицинского обеспечения по профилю "психиатрия", суд не нашел оснований для признания решения ответчика не законным и обязания устранить допущенные нарушения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. При этом учитывает и то, что ответом Департамента здравоохранения г. Москвы от 13 сентября 2021 года на обращение истца по вопросу организации оказания медицинской помощи, истцу было сообщено, что медицинская помощь в плановом порядке по профилю "психиатрия" может быть оказана в специализированной медицинской организации населенного пункта, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, или в выбранной медицинской организации на договорной возмездной основе в соответствии со ст. 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". При этом, в материалы дела не представлены доказательства нуждаемости несовершеннолетнего Лагоды А.В. в получении плановой медицинской помощи по профилю "психиатрия" на территории г. Москвы и этот факт не может быть подтвержден в рамках консультативного осмотра, осуществленного в ГБУЗ "ПКБ N 1 им. Н.А. Алексеева" ДЗМ и соответствующее заключение врача не является направлением для получения плановой психиатрической помощи.
Учитывая требования приведенных законов и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, ошибочное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции стороны истца, изложенной в иске и в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 02 сентября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Лагода Е.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.