Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В., судей фио, фио
при секретаре Бубновой А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-95/2023 по административному иску Левиев Мишель к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимого имущества
по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, подписанной представителем по доверенности Аверкиевым А.В, на решение Хамовнического районного суда адрес от 2 июня 2023 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Левиев Мишель обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (далее - Управление Росреестра по адрес) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права NКУВД-001/2022-7440898/7 от 16 июня 2022 года, обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении вновь образованного объекта недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований указала на то, что 25 февраля 2022 года обратилась с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества общей площадью 210, 9 кв, расположенного по адресу: адрес, помещение 481, 482 в связи с объединением принадлежащих ей на праве собственности нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0004042:16877 и 77:01:0004042:16878 в одно нежилое помещение с приложением всех необходимых документов.
Административным ответчиком отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, поскольку, по его мнению, заявителем не представлены документы, подтверждающие соблюдение требований действующего градостроительного законодательства.
Вместе с тем, оспариваемое решение не содержит указаний на конкретные требования действующего законодательства, которые административным истцом не соблюдены, и какие конкретно документы необходимо представить для совершения регистрационных действий.
Решением Хамовнического районного суда адрес от 2 июня 2023 года административные исковые требования удовлетворены, постановлено:
признать незаконным Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав NКУВД-001/2022-7440898/7 от 16 июня 2022 года;
обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Левиев Мишель на образованный в результате объединения помещений с кадастровыми номерами 77:01:0004042:16877 и 77:01:0004042:16878 объект недвижимого имущества площадью 210, 9 кв.м, расположенный по адресу: адрес, помещение 481, 482.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления Росреестра по адрес ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав представителя административного ответчика по доверенности Власова Д.Е, представителя административного истца по доверенности Салтыкова К.В, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении) (пункт 7.3 части 2).
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи; прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 21 данного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 26 Закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5);
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В соответствии со статьей 27 Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Разрешая настоящее дело, суд установил, что Левиев Мишель является собственником смежных нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, а именно:
- нежилого помещения N481 площадью 123, 7 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004042:16877, расположенного на 40 этаже;
- нежилого помещения N482 площадью 87, 4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004042:16878, расположенного на 40 этаже.
Здание с вышеуказанными нежилыми помещениями ведено в эксплуатацию на основании соответствующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19 ноября 2019 года N77-181000-009203-2019.
В 2021 году с целью преобразования указанных помещений путем их объединения административный истец обратилась к кадастровому инженеру, которым в результате проведения кадастровых работ был подготовлен технический план в отношении вновь образуемого помещения, проект перепланировки нежилого помещения и техническое заключение.
В соответствии с проектом перепланировки объединение помещений осуществляется в результате демонтажа ряда ненесущих перегородок, монтажа легко возводимых перегородок, в том числе с дверными проемами, устройства дверного проема в ненесущей перегородке, ниш, полов с гидроизоляцией и звукоизоляцией, установки сантехоборудования и четырехконфорочной электрической плиты.
25 февраля 2022 года административный истец обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении вновь образованного помещения.
С заявлением в регистрирующий орган представлены технический план на вновь образованный объект, техническое заключение и проект перепланировки и объединения помещений.
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 16 марта 2022 года регистрирующий орган сообщил, что осуществление учетно-регистрационных действий приостановлено до 16 июня 2022 года по основаниям пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ.
В уведомлении указано на наличие недостатков представленного технического плана, рекомендовано исправить поэтажные планы, исправить описание образуемого объекта, в разделе "План этажа" отразить расположение помещений в пределах этажа здания, устранить противоречия между поэтажным планом и сведениям в технической документации.
С целью устранения причин приостановления 5 апреля 2022 года административный истец представила в регистрирующий орган заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением CD-диска, содержащего технический план помещения с учетом исправления изложенных в уведомлении от 16 марта 2022 года замечаний.
8 апреля 2022 года регистрирующий орган направил административному истцу уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с несоответствием сведений между графической частью технического плана и текстовым описанием образуемого объекта, а также в связи с противоречиями в части отображения на поэтажном плане выполненных работ по переустройству объекта недвижимости между сведениями технического плана, ранее представленной в составе технического плана технической документацией и сведениями ЕГРН.
17 мая 2022 года административный истец представила в регистрирующий орган заявление о предоставлении дополнительных документов NMFC- MFC-0558/2022-794317-1 с приложением CD-диска, содержащего технический план помещения с учетом исправления изложенных в уведомлении от 8 апреля 2022 года замечаний.
20 мая 2022 года регистрирующий орган направил административному истцу уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с предложением представить документы, подтверждающие соблюдение требований действующего градостроительного законодательства.
Уведомлением от 16 июня 2022 года NКУВД-001/2022-7440898/7 регистрирующий орган отказал заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Согласно данному уведомлению причиной отказа явилось непредоставление заявителем документов, подтверждающих соблюдение требований действующего градостроительного законодательства, указано на то, что из представленных документов не представляется возможным установить, что при проведении работ не затронуты конструктивные элементы здания, а также соблюдены требования СНИП, требования пожарной безопасности.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Левиев Мишель требований и признал оспариваемое решение административного ответчика незаконным.
При этом суд исходил из того, что согласно пункту 70 приказа Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом.
В соответствии с пунктом 71 Регламента уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Вместе с тем, уведомление от 16 июня 2022 года не содержит указание на конкретные причины, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации, и конкретные действия, которые заявитель должна совершить для подачи документов в целях осуществления государственной регистрации с учетом того обстоятельства, что на необходимость представления каких-либо документов, подтверждающих соблюдение требований градостроительного законодательства при объединении помещений, в уведомлении о приостановлении учетно-регистрационных действий от 16 марта 2022 года административным ответчиком не указывалось.
Судом указано также на то, что наряду с проектом перепланировки и объединения помещений по заказу административного истца подготовлено и предоставлено в материалы регистрационного дела Техническое заключение N234/200821 ТЗ от 16 августа 2021 года, в соответствии с которым предусмотренные проектом перепланировки и объединения мероприятия не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции), установленные градостроительным регламентом.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, в том числе установленных пунктом 4 части 17 статьи 51 Кодекса, а именно: изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Правительством Москвы принято Постановление от 27 августа 2012 года N432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", которое устанавливает требования к видам работ, а также к порядку выполнения работ, не требующих получения разрешения на строительство на территории адрес; не требующие получения разрешения на строительство работы по изменению объектов капитального строительства нежилого назначения и (или) их частей определены в пункте 3 приложения N2 к Постановлению.
Пунктом 2.2 Постановления также установлено, что производство работ, указанных в приложении N2, осуществляется при наличии положительного заключения о техническом состоянии конструкций объектов капитального строительства и возможности производства планируемых работ, оформленного проектной организацией, имеющей выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к указанным видам работ.
Предоставленное в материалы регистрационного дела Техническое заключение отвечает вышеуказанным требованиям.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что Управлением Росреестра по Москве в нарушение требований части 2 статьи 62 КАС РФ не доказано наличие оснований для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
При таких обстоятельствах суд признал оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права незаконным, возложив на административного ответчика обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Левиев Мишель на образованный в результате объединения помещений с кадастровыми номерами 77:01:0004042:16877 и 77:01:0004042:16878 объект недвижимого имущества.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что дополнительно представленные истцом документы не устранили обстоятельства, являющиеся препятствием в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, при этом невозможно провести процедуру учета и регистрации по причине отсутствия сведений о соответствии проведенных работ требованиям градостроительного законодательства, воспроизводят обстоятельства, которые являлись предметом судебной проверки и в соответствии с требованиями статей 178, 180, 226, 227 КАС РФ получили правовую оценку в судебном решении, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хамовнического районного суда адрес от 2 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 мая 2024 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.