судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Цыганковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-881/2023 (УИД 77RS0018-02-2023-008471-96) по апелляционной жалобе представителя административного истца ИФНС России N29 по адрес по доверенности фио на решение Никулинского районного суда адрес от 05 сентября 2023 года, которым отказано в удовлетворении требований административного искового заявления ИФНС России N29 по адрес к Зайцеву Александру Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N29 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зайцеву Александру Сергеевичу, просит взыскать задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере сумма, пени в размере сумма, налог на имущество физических лиц за 2020 год в сумме сумма, пени в размере сумма. В обоснование требований административный истец указал следующее: Зайцев А.С. состоял на налоговом учете в ИФНС России N29 по адрес. ИФНС России N 29 по адрес произведено начисление транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2020 год, однако налог в полном объеме не уплачен. Административный истец обратился к мировому судье судебного участка N186 адрес с заявлением о вынесении судебного приказа. 18 ноября 2022 года вынесен судебный приказ, определением от 11 января 2023 года судебный приказ отменен, в связи с чем, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Никулинского районного суда адрес от 05 сентября 2023 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению, поскольку в ходе рассмотрения дела административным ответчиком было представлено платежное поручение N53093 от 07 августа 2023 г. на сумму сумма, однако судом был сделан неверный вывод о том, что обязанность по уплате налогов и сборов за 2020 год административным ответчиком исполнена, поскольку указанный платеж пошел в зачет недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016г.г.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав доводы апелляционной жалобы представителя административного истца, действующего на основании доверенности, фио, а также позицию административного ответчика фио, возражавшего против удовлетворения требований апелляционной жалобы, проверив решение, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Налогоплательщиками транспортного налога, согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
Исходя из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно положениям статьи 401 НК РФ, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, иные здания строения сооружения, помещения.
В соответствии со ст. 216 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N468-О-О).
Судом первой инстанции установлено, что Зайцев А.С. в 2020 году имел в собственности транспортное средство: марка автомобиля, регистрационный знак ТС. Также в 2020 году у административного ответчика в собственности имелись объекты недвижимости, а именно, квартиры по адресу: адрес, 4, 684; по адресу: адрес, 4, 685.
В адрес административного ответчика направлено уведомление N74208113 от 01 сентября 2021 г. с расчетом транспортного налога и налога на имущество за 2020 год. Сумма налога на имущество составила сумма, транспортного налога - сумма.
В связи с неуплатой налога, через личный кабинет в адрес административного ответчика направлено требование N193512, в котором указывалось на необходимость уплаты транспортного налога и налога на имущество сроком исполнения до 01 февраля 2022 года.
В ходе рассмотрения дела, административным ответчиком предоставлено платежное поручение N53093 от 07 августа 2023 г. об уплате транспортного налога за 2020 год, налога на имущество в общей сумме сумма, пени, по реквизитам, указанным ИФНС России N29 по адрес в настоящем административном исковом заявлении, в том числе с указанием назначения платежа - оплата задолженности по налогам на недвижимое и движимое имущество за 2020 год, пени.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их законными и обоснованными, поскольку обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущества за 2020 год, а также пени, начисленных за просрочку платежей административным ответчиком исполнена. При этом взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за период с 2014 по 2016г.г. налоговый орган не просил, направил реквизиты для перечисления суммы налога за период 2020 года, как транспортного, так и имущественного.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, и не являются основаниями, предусмотренными статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 05 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ИФНС России N29 по адрес по доверенности фио - без удовлетворения.
Решение и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.