Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Кирпиковой Н.С., судей Милых М.В., Тиханской А.В., при секретаре Богдановой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N 2а-674/2023 по апелляционной жалобе административного ответчика заместителя прокурора адрес фио на решение Хамовнического районного суда адрес от 19 октября 2023 года в редакции определения того же суда об исправлении описки от 27 октября 2023 года, которым постановлено:
исковые требования фио к прокуратуре адрес об оспаривании решения удовлетворить.
Признать незаконным отказ прокуратуры адрес в рассмотрении обращения фио о принятии мер по удалению недостоверной информации, порочащей честь и достоинство гражданина, связанной с обвинением гражданина в совершении преступления.
Обязать Прокуратуру адрес рассмотреть обращения фио о принятии мер по удалению недостоверной информации, порочащей честь и достоинство гражданина, связанной с обвинением гражданина в совершении преступления в соответствии с требованиями ФЗ N 260-ФЗ от 01.07.2021 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а именно в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести проверку содержащихся в заявлении сведений и составить заключение о наличии оснований для принятия мер по удалению недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство фио или подрывает его репутацию и связана с обвинением заявителя в совершении преступления, и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространившим указанную информацию, заключение, копии заявления и прилагаемых к заявлению документов незамедлительно направить Генеральному прокурору РФ,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ прокуратуры адрес в рассмотрении его обращения о принятии мер по удалению недостоверной информации, порочащей честь и достоинство гражданина, связанной с обвинением в совершении преступления, возложить обязанность рассмотреть обращение в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.07.2021 N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации". Требования административного иска мотивированы тем, что на ряде информационных ресурсов в сети Интернет размещены сведения о нем как о "воре в законе" - лице, занимающем высшую ступень в преступной иерархии, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст. 210.1 УК РФ. В рамках вышеуказанного закона он обратился в прокуратуру адрес с заявлением о принятии мер по удалению недостоверной информации, порочащей его честь и достоинство, по результатам рассмотрения которого получил ответ о том, что его обращение не содержит сведений о направлении информации о необходимости добровольного удаления сведений, порочащих честь и достоинство, администраторам сайтов, разместившим такую информацию. Данный ответ не соответствует положениям Федерального закона от 01.07.2021 N 260-ФЗ, нарушает его права, поскольку установление администраторов интернет-ресурсов, распространивших информацию, не соответствующую действительности, не представилось возможным, в связи с чем он обратился в прокуратуру адрес.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании требования поддержала.
Представитель административного ответчика фио в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик, полагая, что судом неверно применены нормы действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом, не явившегося в судебное заседание, об уважительных причинах неявки не уведомившего, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебного решения, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.08.2021 года в адрес прокуратуры адрес было направлено обращение фио о принятии мер по удалению недостоверной информации, порочащей честь и достоинство гражданина, связанной с обвинением гражданина в совершении преступления на основании Федерального Закона N 260-ФЗ от 01.07.2021 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" N 149-ФЗ, поскольку на ряде интернет-ресурсов размещена информация о нем, как о лице, занимающем высшую ступень в преступной иерархии, к заявлению приложены протоколы осмотра вещественных доказательств - интернет-сайтов от 03.07.2019 года и 14.08.2019 года и решения Хамовнического районного суда от 11.09.2020 года, 12.02.2020 года, которыми размещенная на вышеуказанных интернет-ресурсах информация признана несоответствующей действительности, порочащей честь и достоинство фио
24.08.2021 года прокуратурой адрес указанное обращение направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО, ответ был обжалован в Генеральную прокуратуру РФ.
Генеральной прокуратурой РФ по результатам рассмотрения обращения прокурору адрес поручено организовать проверочные мероприятия в соответствии с требованиями ст. 15.1-2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 г. N 596 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет".
Прокуратура адрес не нашла оснований для принятия мер прокурорского реагирования.
Не согласившись с вышеуказанным ответом Прокуратуры адрес фио направил повторно жалобу в Генеральную прокуратуру РФ.
Прокуратурой адрес 12.04.2023 года заявителю был дан ответ о том, что его обращение, рассмотренное в порядке ч. 1 ст. 15.1-2 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", не содержит сведений о направлении им информации о необходимости добровольного удаления сведений, порочащих честь и достоинство, администраторам сайтов, разместившим такую информацию на указанных им интернет-ресурсах.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что ответ прокуратуры адрес не соответствует положениям Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ и нарушает права административного истца, который лишен возможности в добровольном порядке обратиться к администраторам сайтов, разместившим информацию, порочащую честь и достоинство; решение суда не подлежит исполнению службой судебных приставов.
Судебная коллегия находит указанные выводы мотивированными, подтвержденными имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Частью 1 статьи 15.1-2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления, такой гражданин (физическое лицо) (далее в настоящей статье - заявитель) вправе направить прокурору субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Генеральным прокурором Российской Федерации, заявление о принятии мер по удалению указанной информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления (далее - заявление)
Частью 4 настоящей статьи предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления или уточненных заявителем сведений (в случае их представления после направления заявителю уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи) прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель в порядке, установленном Генеральным прокурором Российской Федерации, проводит проверку содержащихся в заявлении сведений и составляет заключение о наличии оснований для принятия мер по удалению недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство заявителя или подрывает его репутацию и связана с обвинением заявителя в совершении преступления, и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления или уведомляет заявителя об отсутствии таких оснований. Заключение, копии заявления и прилагаемых к заявлению документов незамедлительно направляются Генеральному прокурору Российской Федерации.
Порядок рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" утвержден приказом Генпрокуратуры России от 26.08.2019 года N 596 (далее Инструкция).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 Инструкции она устанавливает порядок рассмотрения уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство гражданина (физического лица) или подрывает его репутацию и связана с обвинением гражданина (физического лица) в совершении преступления.
Согласно пункту 2.1 Инструкции в органах прокуратуры рассматриваются поступившие в соответствии с частью 1 статьи 15.1-1, частью 1 статьи 15.1-2 и частью 1 статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ уведомления (далее - уведомления) и заявления (далее - заявления), направленные федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями или гражданами.
В силу пункта 3.4. Инструкции при поступлении уведомления на рассмотрение исполнитель незамедлительно проверяет наличие на информационном ресурсе в сети "Интернет" распространяемой с нарушением закона информации и делает снимок (скриншот) интернет-страницы (сайта) с указанием URL-адреса, времени и даты снимка, а также анализирует его содержание.
Пунктом 10.5 Инструкции предусмотрено, что в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления или дополнительных (уточненных) сведений прокуроры субъектов Российской Федерации или их заместители, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры и их заместители проводят проверку содержащихся в заявлении сведений и составляют заключение о наличии оснований для принятая мер по удалению недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство заявителя или подрывает его репутацию и связана с обвинением заявителя в совершении преступления, и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления или уведомляют заявителя об отсутствии таких оснований.
Заключение, копии заявления и прилагаемых к заявлению документов, а также материалы проверки незамедлительно направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, военными прокурорами - в Главную военную прокуратуру.
Как верно установлено судом, порядок рассмотрения обращения фио о принятии мер по удалению указанной информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления, прокуратурой адрес не был соблюден.
Тогда как в прокуратуру направлены решения Хамовнического районного суда от 11.09.2020 года, 12.02.2020 года, которыми размещенная на интернет-ресурсах информация признана несоответствующей действительности, порочащей честь и достоинство фио, при этом заявителем представлены сведения о ее неудалении и отсутствии у него объективной возможности обратиться к администраторам сайтов, разместившим такую информацию, равно, как и предъявить исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.
При таком положении у суда имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что прокурором адрес проведена проверка по обращению фио, по результатам которой принято решение, не нашли подтверждения в ходе судебного заседания.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хамовнического районного суда адрес от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика заместителя прокурора адрес фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.