Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Кирпиковой Н.С., судей Тиханской А.В., Милых М.В., при секретаре Богдановой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N 2а-522/2023 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Хамовнического районного суда адрес 28 сентября 2023 года, которым постановлено:
в удовлелворении админитсративных исковых требований адвоката фио к ГБОУ Школа N1529 имени фио, директору ГБОУ Школа N1529 имени фио фио о признании незаконным отказа в ответе на адвокатский запрос и обязании предоставить сведения по адвокатскому запросу - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Адвокат фио обратился в суд с административным иском к ГБОУ Школа N1529 имени фио, директору ГБОУ Школа N1529 имени фио фио и просил признать действия ответчиков по отказу в предоставлении информации по адвокатскому запросу N ВНА-3/2023 от 28.03.2023 года незаконными; обязать административных ответчиков предоставить информацию, документы, и сведения в соответствии с адвокатским запросом N ВНА-3/2023 от 28.03.2023 года.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что им в качестве адвоката оказывается юридическая помощь фио, в рамках которой он обратился с запросом, на который был получен ответ о том, что требуемая информация не относится к оказанию адвокатом юридической помощи, предусмотренных законом оснований для предоставления сведений не имеется, чем нарушаются права административного истца на получение запрашиваемой по адвокатскому запросу информации.
Административный истец фио в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представитель административных ответчиков, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Департамента и науки адрес, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании полагал, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административных ответчиков, действующей на основании доверенности фио, представителя заинтересованного лица фио, полагавшего решение не подлежащим отмене, изучив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Так, частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального закона и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что фио является адвокатом, имеющим регистрационный номер 39/1228 в Реестре адвокатов адрес
28.03.2023 года фио в целях оказания квалифицированной юридической помощи своему доверителю - фио направил директору ГБОУ Школа N 1529 имени фио фио адвокатский запрос, в котором просил предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера директора ГБОУ Школа Ne1529 имени фио фио M.A, заместителей директора фио, фио за период 2014-2022 гг.; сведения об оформленных директором ГБОУ Школа Ne1529 имени фио фио ежегодных оплачиваемых отпусках, а также отпусках без сохранения заработной платы за период с 2012 года по март 2023 года с копиями приказом о возложении обязанностей директора на заместителей в указанный период; сведения о подарках и материальных ценностях стоимостью более сумма, переданных директору фио, заместителям директора фио, фио в период с 2012 года по март 2023 года, с указанием ФИО дарителя - физического лица, наименования и ИНН дарителя - юридического лица, а также с указанием, информации о декларировании указанных подарков как доходов и/или имущества, приобретенных в результате совершения безвозмездных сделок, в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; перечень подарков и материальных ценностей стоимостью более сумма, переданных родителями действующих и бывших учеников Школы N1529 имени фио, которые были поставлены на учет в Школе Ne1529 имени фио как товарно-материальные ценности с указанием реквизитов документов об учете, за период с 2012 года по март 2023 года с указание ФИО дарителей-физических лиц и (или) полного наименования и ИНН дарителя-юридического лица; сведения об участии ГБОУ "Школа N 1529 имени фио" в процедурах государственный закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г..N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в качестве заказчика и/или организатора торгов за период с 01.01.2020 года по март 2023 года с указанием вида закупочной процедуры, цены контракта и
номера извещения о торгах на портале государственных закупок; копии локальных нормативных актов и иных документов, регламентирующих проведение ГБОУ "Школа N 1529 имени A.C фио" закупочных процедур в соответствии с Законом N 44-ФЗ с приложением копий приказов об утверждении данных документов и листов ознакомлений с данными приказами уполномоченных должностных лиц; состав членов комиссии по осуществлению закупок, созданной в ГБОУ "Школа N 1529 имени фио" в соответствии с Законом N 44-ФЗ (далее - закупочная комиссия), за период с 01.01.2020 года по март 2023 года, копии решений и приказов руководителя и уполномоченных органов управления ГБОУ "Школа N 1529 имени фио" о создании закупочной комиссии и изменениях в ее составе за период с 01.01.2020 по март 2023 г..; список уполномоченных должностных лиц ГБОУ "Школа N 1529 имени фио", ответственных за составление закупочной документации в соответствии с Законом N 44-ФЗ, включая документацию по проведению конкурса или аукциона в электронной форме, техническое задание, описание объекта закупки, составление и размещение извещения о закупке на портале государственных закупок, составление сметы закупки, обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) за период с 01.01.2020 года по март 2023 года; копии планов финансово-хозяйственной деятельности ГБОУ "Школа N 1529 имени фио" за 2020-2023 годы, утвержденных уполномоченным должностным лицом Департамента образования и науки адрес, с указанием статей и сумм расходов на закупочные процедуры в соответствии с Законом N 44-ФЗ за соответствующий финансовый год; копии отчетов о финансовых результатах деятельности ГБОУ "Школа N 1529 имени фио" за 2020-2022 годы, отчетов об исполнении ГБОУ "Школа N 1529 имени фио" плана его финансово-хозяйственной деятельности за 2020-2022 годы, подписанных уполномоченными должностными лицами с указанием расходов закупочные процедуры в соответствии с Законом N 44-ФЗ; копии решений, приказов, распоряжении и иных распорядительных документов
уполномоченных органов адрес о проведении ГБОУ "Школа N1529 имени фио" закупочных процедур соответствии с Законом N 44-3 за период с 01.01.2020 года по март 2023 года в случае, если организатором закупочной процедуры являлся соответствующий уполномоченный орган.
27.04.2023 года в предоставлении запрошенных сведений адвокату фио отказано, поскольку требуемая информация не относится к оказанию адвокатом юридической помощи, предусмотренных законом оснований для предоставления сведений не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд исходил из того, что оспариваемые действия административных ответчиков незаконными не являются, прав и свобод административного истца не нарушают. При этом суд учел, что право на обращение в органы государственной власти с адвокатским запросом действительно предоставлено административному истцу Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", однако наличие такого права корреспондирует обязанность предоставить запрашиваемые сведения, если к этому нет законодательных запретов.
Судебная коллегия находит выводы суда, положенные в основу решения, обоснованными и должным образом мотивированными; они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения; оснований не согласиться с ними не имеется.
Так, в силу ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. При этом Конституция Российской Федерации допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан (определения от 12 мая 2003 года N 173-О, от 29 января 2009 года N 3-О-О и др.).
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона РФ от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Согласно статье 7 названного Закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из контекста запроса, адвокат фио просил предоставить сведения в отношении физических лиц, которые содержали персональные данные указанных лиц, в связи с чем не подлежали разглашению без их согласия.
Кроме того в силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции в пределах своих полномочий осуществляют Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, адвокат подобными функциями не наделен.
Часть информации, истребованной административным истцом, в соответствии с положениями ст. 29 Закона "Об образовании" находится в открытом доступе на сайте образовательного учреждения, в том числе, отчеты о финансово-хозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах действия административного ответчика по рассмотрению адвокатского запроса соответствовали действующему законодательству, прав и законных интересов административного истца не нарушали, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что суд не дал оценку по всем поставленным в запросе вопросам, несостоятельно. Судом изучен характер запроса и дана оценка соответствия направленного адвокату ответа с учетом требований действующего законодательства.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется; решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хамовнического районного суда адрес от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.