Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Кузьминой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-793/2023 (УИД 77RS0003-02-2023-009261-73) по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес и по апелляционной жалобе заинтересованного лица Департамента городского имущества адрес на решение Бутырского районного суда адрес от 28 сентября 2023 года, которым удовлетворен административный иск Жуковой Лидии Николаевны, Стахарной Ольги Николаевны к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании уведомлений незаконными, обязании внести сведения о ранее учтенном земельном участке и осуществить государственную регистрацию права на земельный участок,
УСТАНОВИЛА:
Стахарная Ольга Николаевна и Жукова Лидия Николаевна обратились в суд с иском, в порядке ст. 46 КАС РФ, к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании уведомлений незаконными, обязании осуществить государственную регистрацию, в котором просят суд признать незаконным и отменить уведомление от 10 мая 2023 г. N КУВД-001/2023-18225128/1 об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, земельном участке площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес, уведомление от 11 мая 2023 г. N КУВД-001/2023-18226826/2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции административные истцы уточнили свои требования, в дополнение к ранее заявленным, просили признать незаконными и отменить уведомление от 10 августа 2023 г. N КУВД-001/2023-18226826/5 (КУВД-001/2023-18226826/7) об отказе государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес.
Одновременно административные истцы просят возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (Управление Росреестра по адрес) внести сведения в ЕГРН о ранее учтённом земельном участке и зарегистрировать право долевой собственности на земельный участок площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес, за Стахарной Ольгой Николаевной и Жуковой Лидией Николаевной по 1/2 доли за каждой.
В обоснование своих требований административный истцы указали, что они являются коренными жителями дачного поселка им. Ларина, расположенного в адрес. Им с 1992 года на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок общей площадью 1949 кв. м, находящийся на адрес им. Ларина, расположенный по адресу: адрес, дачный поселок им. Ларина, адрес. На данном земельном участке находится принадлежащий им на праве собственности жилой дом.
03 мая 2023 г. административные истцы одновременно подали через МФЦ в Управление Росреестра по адрес два заявления: N MFC-0558/2023-681279-1 о внесении сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости (земельном участке площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес) и заявление N MFC-0558/2023-681436-1 о регистрации права собственности на этот земельный участок.
На эти заявления было выдано на руки в МФЦ Уведомление от 10 мая 2023 г. N КУВД-001/2023-18225128/1 об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости и Уведомление от 11 мая 2023 г. NКУВД-001/2023-18226826/2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес.
10 августа 2023 г. административные истцы получили уведомление NКУВД-001/2023-18226826/5 (КУВД-001/2023-18226826/7) об отказе государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес.
Административные истцы указывают, что уведомления Управления Росреестра по Москве вынесены незаконно с нарушением норм действующего законодательства, а также нарушают их права владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом.
Решением от 28 сентября 2023 года административный иск удовлетворен, суд постановил:
Признать незаконным и отменить уведомление от 10 мая 2023 г. N КУВД-001/2023-18225128/1 об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, земельном участке площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес.
Признать незаконным и отменить уведомление от 11 мая 2023 г. N КУВД-001/2023-18226826/2 о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес.
Признать незаконным и отменить уведомление от 10 августа 2023 г. NКУВД-001/2023-18226826/5 (КУВД-001/2023-18226826/7) об отказе государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по адрес) внести сведения в ЕГРН о ранее учтённом земельном участке и зарегистрировать право долевой собственности на земельный участок площадью 1949 кв. м. по адресу: адрес, за Стахарной Ольгой Николаевной и Жуковой Лидией Николаевной по 1/2 доли за каждой.
С решением не согласен административный ответчик, Управление Росреестра по адрес, в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции неправильно определены фактические обстоятельства дела, что привело к приятию неправосудного решения. Также апелляционную жалобу направил привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Департамент городского имущества адрес, указав, что административными истцами не соблюден установленный порядок приобретения имущества в собственность бесплатно, кроме того, испрашиваемый земельный участок фактически отсутствует как объект зарегистрированного права, а права административных истцов не могут признаваться производными от прав Дачно-строительного кооператива им.Ларина.
В судебном заседании представитель Управление Росреестра по адрес по доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на отмене судебного постановления суда первой инстанции, представитель административного истца и заинтересованного лица ДСК им.Ларина фио против доводов апелляционной жалобы возражала, указала на законность принятого судом решения.
Иные стороны в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения надлежащем уведомлении о дате, времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников спора, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Как следует из письменных материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: адрес, не исключен из оборота, находится в единой массе земель ДСК им. Ларина, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического рабочего исполнительного комитета от 29 апреля 1931 года.
Первоначальный государственный учет земельного участка 10 по адрес в адрес был осуществлен путем утверждения Московской Областной Междуведомственной Планировочной Комиссией плана планировки дачного посёлка им.Ларина 23 июля 1931 года. Уточнение информации о границах разграниченного земельного участка, предоставленного ДСК им. Ларина в постоянное (бессрочное) пользование (кадастровый номер 021700150), и о возникновении прав на этот участок, а также государственная регистрация прав на него, были произведены на основании комплекса работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на ДСК им. Ларина адрес (заказ N 6126 от 1995 г.), о чем в Государственном фонде данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве имеется инв. N 27-0/16616 от 21 июня 2013г.
На основании комплекса работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на ДСК им. Ларина адрес в 1995 г. был также произведен учет земельного участка, пользователями которого административные истцы являются более тридцати лет. Данная информация была указана в справке ДСК им. Ларина N 14 от 21 апреля 2023 г.
Документация по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на адрес им. Ларина адрес хранится в Управлении Росреестра по Москве, что следует из письма ДГИ адрес от 2013 г.
Первоначальный отвод земельного адрес им. Ларина для дачного строительства был осуществлен 16 марта 1931 г. на основании акта землеустройства, утвержденного Президиумом Коммунистического РИКа 29.04.1931 г, что подтверждено имеющимся Актом от 28 апреля 1941 г. "Отвода земельного адрес им Ларина в адрес".
Согласно акту от 28 апреля 1941 г. отвод земельного адрес им.Ларина в адрес" был осуществлен на праве бессрочного пользования.
Как следует из справки ДСК им.Ларина, принадлежащий административным истцам земельный участок и расположенный на нем жилой дом находятся в пределах границ разграниченного земельного участка, принадлежащего ДСК им. Ларина. адрес не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении него не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. адрес образован из земельного участка, предоставленного ДСК им. Ларина до дня вступления в силу Федерального закона N137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" для дачного хозяйства.
Судом установлено, что данный земельный участок, расположенный по адресу: адрес, ранее на основании решений общего собрания членов ДСК им. Ларина неоднократно предоставлялся в пользование членам ДСК им. Ларина и находится в постоянном непрерывном пользовании у ДСК им. Ларина и его членов с момента его образования и до настоящего времени.
Материалами дела подтверждается, что данный земельный участок ранее на основании решений общего собрания членов ДСК им. Ларина неоднократно предоставлялся в пользование членам одной семьи, с 20 октября 1931 года пользователем земельного участка являлся член ДСК им. Ларина родной дедушка административных истцов, фио, после его смерти по наследству была принята в члены ДСК им. Ларина его жена фио, которая умерла 09 марта 1954 г. После смерти фио в наследство вступил ее сын фио, умерший в 07 марта 1985 г. Его жена фио вступила в наследство после мужа и была принята в члены ДСК им. Ларина согласно протоколу общего собрания членов ДСК им. Ларина N10 от 05января 1986 г, о чем имеется запись в инвентаризации земель ДСК им. Ларина адрес от 1995 г, хранящейся в государственном фонде адрес. 20 июля 2011 г. умерла фио, после принятия наследства за административными истцами была закреплена в равных долях по 1/2 доли за каждой ранее находившаяся в пользовании их матери фио 1/3 доля земельного участка в дачном посёлке.
В связи с указанным суд первой инстанции пришел к выводу, что административные истцы, как члены ДСК им. Ларина, в настоящее время являются долевым пользователями, по 1/2 доли каждая, земельного участка по адресу: адрес.
На основании соглашения о разделе дачи, заключенного между членом ДСК им. Ларина фио, матерью административных истцов, и ими, что подтверждается актом раздела дачи, строений, пая и земельного участка, а также протоколом N 5 общего собрания членов ДСК им. Ларина от 25 октября 1992 г, информация о которых имеется в инвентаризации земель ДСК им. Ларина адрес от 1995 г, административные истцы признаны судом приобретшими право собственности на домовладение, расположенное по адресу: адрес, что подтверждается справками ДСК им. Ларина N 69, N 70, N 71 от 26 марта 1993 г. о выплаченном пае, зарегистрированными в БТИ адрес 30 марта 1993 за N 164, согласно ч. 2 ст. 7 Закона СССР от 06.03.1990 N1305-1 "О собственности в СССР".
Согласно п. 2 статьи 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
На основании указанных фактических обстоятельств и в соответствии с перечисленным нормативно-правовым регулированием, суд первой инстанции указал, что в связи с переходом права собственности на домовладение, находящееся на земельном участке общей площадью 1949 кв.м, расположенном по адресу: адрес, административные истцы, как члены ДСК им. Ларина в силу закона приобрели право бессрочного пользования данным земельным участком в равных долях по 1/3 доли каждая.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу общего собрания членов ДСК им. Ларина N 5 от 25 октября 1992 г. административные истцы были приняты в члены ДСК им. Ларина, в связи с чем за ними за каждой была закреплена 1/3 доля распределенного земельного участка общей площадью 1949 кв.м, расположенного по адресу: адрес на праве бессрочного (постоянного) пользования в силу п.п. 1.1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, ст. 11.8. Земельного кодекса РФ.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической адрес и на других адрес, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.3) технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении);
7.4) акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места);
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства установлены ст. 49 названного Закона.
Частью 1 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Частью 2 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Таким образом, перечень документов, подтверждающих право на земельный участок, предоставленный для садоводства или ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса РФ, не является закрытым, а потому следует принимать во внимание иные законоположения, что также следует из положений ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которыми правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. (п. 1)
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (п. 3).
Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4)
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. (абзац первый, третий и четвертый п. 9.1)
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 01 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет.
Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
Таким образом, земельный участок, предоставленный ДСК им. Ларина членам кооператива Жуковой Л.Н. и Стахарной О.Н, а ранее их матери фио в постоянное пользование, подлежит постановке на кадастровый учет, так как право на него возникло до 31 января 1998 г. и не прекращено до настоящего времени в соответствие с ч. 5 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Законность юридического факта закрепления решениями общих собраний членов ДСК за период с 1931 г по настоящее время права постоянного и непрерывного пользования земельным участком за всеми предыдущими пользователями - членами семьи административных истцов была подтверждена решением общего собрания членов ДСК им. Ларина 15 сентября 2019 г.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является в том числе и документ, удостоверяющий право гражданина на земельный участок, которым является справка ДСК им. Ларина.
Оформление права собственности члена ДСК им. Ларина на земельный участок, находящийся у него в постоянном пользовании, осуществляется в заявительном порядке путем подачи членом ДСК заявления в Росреестр с приложением к нему правоустанавливающего документа - справки ДСК им. Ларина, подтверждающей права пользования земельным участком на территории дачного поселка члена ДСК.
Административный ответчик в обоснование своих решений отказать во включение в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, земельном участке, в решении о приостановлении, отказе в регистрации права собственности на земельный участок указал, что представленная административными истцами с заявлениями справка ДСК им. Ларина N 14 от 21 апреля 2023 г. и комплекс работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на ДСК им. Ларина адрес в 1995 г. не могут быть рассмотрены в качестве документа, устанавливающего государственный кадастровый учёт земельного участка, и не являются документом, подтверждающим возникновение права собственности в отношении объектов недвижимости.
Между тем, данный вывод правомерно признан судом первой инстанции ошибочным.
Как следует из материалов дела, в описи документов, принятых от административных истцов для оказания услуги по внесению сведений о ранее учтенном земельном участке и регистрации на него права собственности указано, что ими была предоставлена справка ДСК им.Ларина N14 от 21 апреля 2023 г. и документ, подтверждающий осуществление государственными органами, в том числе и самим административным ответчиком ранее учёта этого земельного участка, комплекс работ по инвентаризации земель и ведению земельного кадастра на ДСК им. Ларина адрес в 1995 г.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также анализируя указанные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Стахарной О.Н. и Жуковой Л.Н, основанном на членстве в ДСК им. Ларина, то документы, исходящие от данного кооператива, имеют определяющее юридическое значение для внесения сведений о ранее учтенном земельном участие в ЕГРН на земельный участок по адресу адрес, и являются основанием для регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок. Документом, удостоверяющими право члена садоводческого объединения на пользование земельным участком, является справка указанного садоводческого объединения о предоставлении земельного участка члену кооператива в пользование.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом, поскольку он сделан на основании полно и правильно установленных фактических обстоятельств и при правильном применении норм материального права.
На основании указанного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленного требования.
Оснований согласиться с иными доводами апелляционных жалоб также не имеется, поскольку они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционных жалоб и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бутырского районного суда адрес от 28 сентября 2023 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес и по апелляционной жалобе заинтересованного лица Департамента городского имущества адрес - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.