Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Кирпиковой Н.С., судей фио, фио, при секретаре Егоровой Е.Д., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу Шевченко М.А. и апелляционное представление Люблинской межрайонной прокуратуры адрес на решение Люблинского районного суда адрес от 01 июня 2023 года по административному делу N 2а-541/2023 по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-7 УФСИН России по адрес фио к Шевченко М.А. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ СИЗО-7 УФСИН России по адрес фио обратился в суд с административным исковым заявлением к Шевченко М.А. об установлении административного надзора до погашения судимости с установлением ограничений: являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, регистрации или места пребывания; запрета выезда за пределы места жительства, без разрешения специализированного органа, осуществляющего административный надзор; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица в период с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в массовых мероприятиях.
Люблинским районным судом адрес 01 июня 2023 года постановлено решение:
"Административное исковое заявление начальника ФКУ СИЗО-7 УФСИН России по адрес фио к Шевченко М.А. - удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Шевченко Марка Анатольевича, паспортные данные, зарегистрированного по адресу: адрес, фактически проживающего по адресу: адрес, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Возложить на Шевченко М.А. в рамках административного надзора следующие административные ограничения:
- являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, регистрации или места пребывания;
- запрет выезда за пределы адрес, без разрешения специализированного органа, осуществляющего административный надзор;
- запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица в период с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин;
- запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в массовых мероприятиях.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения".
Об отмене решения просит административный ответчик Шевченко М.А. по доводам апелляционной жалобы, указав на то, что судом неверно указан срок погашения судимости; судом неверно учтено, что совершенное преступление относится к преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
По аналогичным основаниям также просит отменить решение Люблинская межрайонная прокуратура адрес.
Исследовав материалы дела, выслушав административного ответчика и его представителя фио, прокурора фио, поддержавших апелляционную жалобу и апелляционное представление, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Шевченко М.А. отбывал наказание в ФКУ СИЗО-7 УФСИН России по адрес по приговору Солнцевского районного суда адрес от 30 июня 2022 года (с учетом апелляционного определения Московского городского суда от 13 октября 2022 года) по п. "г" ч. 2 ст. 242 1 УК РФ наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Конец срока отбытия наказания - 15 сентября 2023 года.
С учетом положений Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также разъяснения, содержащегося в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в том числе данных о личности Шевченко М.А, суд пришел к выводу о возможности установления административного надзора.
В этой части с выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, а доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления об отсутствии оснований для установления административного надзора являются необоснованными.
Так, основания и порядок установления, дополнения, отмены административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее- Закон об административном надзоре).
Согласно ст. 2 Закона об административном надзоре задачами административного надзора являются предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ, срок административного надзора в отношении лиц, указанных, в частности, в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона, устанавливается на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Часть 1 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ устанавливает административные ограничения, применяемые к поднадзорному лицу, к которым относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ, устанавливает ограничения в рамках административного надзора, которые являются обязательными для установления судом при принятия решения, а именно: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как верно указал суд, Шевченко М.А. признан виновным в совершении преступления, связанного с изготовлением в целях распространения и распространение материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетней, что в рамках Федерального закона N 64-ФЗ в полной мере относится к преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, поскольку при совершении данного преступления были нарушены права несовершеннолетней потерпевшей по данным аспектам.
Такая позиция также следует из системного толкования Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе ст. ст. 73, 79, 80, 82 и 97 настоящего Кодекса, об отнесении преступлений, предусмотренных ст. 242.1 УК РФ к преступления против половой неприкосновенности.
Таким образом, установление административного надзора в отношении Шевченко М.А. как осужденного за совершение умышленного преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, является обязательным в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ.
Статьей 86 УК РФ предусмотрено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления по истечении 8 лет после отбытия наказания (ст. 86 УК РФ).
Суд, учитывая положения п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ, во взаимосвязи со ст. 86 УК РФ, установиладминистративный надзор на срок 8 лет.
Однако согласно пункту "в" статьи 95 УК РФ для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
Шевченко М.А. преступление совершено в несовершеннолетнем возрасте.
Исходя из приведенных норм закона, срок административного надзора в отношении Шевченко М.А. подлежит исчислению со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора на срок три года.
В решении суда срок административного надзора указан неверно, поэтому оспариваемый судебный акт в указанной части подлежат изменению.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда адрес от 01 июня 2023 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Установить административный надзор в отношении Шевченко Марка Анатольевича, паспортные данные, зарегистрированного по адресу: адрес, фактически проживающего по адресу: адрес, сроком на 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу и апелляционное представление - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июня 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.