Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Футерко И.А., с участием прокурора Каировой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1596/2024 по коллективному административному исковому заявлению о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП "О проездных билетах, тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Москвы и порядке определения коэффициента использования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении при проезде на Малом кольце Московской железной дороги и Московских центральных диаметрах",
УСТАНОВИЛ:
15 декабря 2015 года Правительством Москвы принято постановление N 880-ПП "О проездных билетах, тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Москвы и порядке определения коэффициента использования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении при проезде на Малом кольце Московской железной дороги и Московских центральных диаметрах", которое вступило в силу с 1 января 2016 года, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 16 декабря 2015 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 70, том 2, 22 декабря 2015 года.
Указанным постановлением Правительства Москвы утверждены виды, сроки действия проездных билетов Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена фио и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина", Государственного унитарного предприятия города Москвы "Мосгортранс" и тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском, включая Московский метрополитен, и пригородном сообщении (за исключением услуг по железнодорожным перевозкам, осуществляемым вне Малого кольца Московской железной дороги и вне участков межсубъектных маршрутов регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на Московских центральных диаметрах на территории Москвы и Московской области), внутренним водным транспортом общего пользования на транспортных маршрутах регулярных перевозок внутренним водным транспортом на территории города Москвы (Приложение 1).
Административные истцы обратились в Московский городской суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими пункты 2.5, 2.6 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП "О проездных билетах, тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Москвы и порядке определения коэффициента использования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении при проезде на Малом кольце Московской железной дороги и Московских центральных диаметрах".
Постановлением Правительства Москвы от 3 октября 2023 года N 1874-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 15 декабря 2015 г. N 880-ПП и от 21 декабря 2018 г. N 1666-ПП" данные пункты изложены в новой редакции, действующей с 15 октября 2023 года. Постановление Правительства Москвы от 3 октября 2023 года N 1874-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 3 октября 2023 года, а также в издании "Вестник Москвы", N 56, том 3, 10 октября 2023 года.
Постановлением Правительства Москвы от 7 мая 2024 года N 944-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 15 декабря 2015 г. N 880-ПП и от 21 декабря 2018 г. N 1666-ПП" данные пункты изложены в новой редакции, действующей с 20 мая 2024 года. Постановление Правительства Москвы от 3 октября 2023 года N 1874-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 8 мая 2024 года.
В пункте 2.5 Приложения 1 (в редакции постановления Правительства Москвы от 7 мая 2024 года N 944-ПП) предусмотрена стоимость проездного билета на 1 поездку, дающего право проезда при аутентификации на основании изображения пассажира, в размере 70 рублей, на виды транспорта: ММ, ММТС, МКМЖД, с зоной действия: А, МЦК, ПМЦД.
В пункте 2.6 Приложения 1 (в редакции постановления Правительства Москвы от 7 мая 2024 года N 944-ПП) предусмотрена стоимость проездного билета на 1 поездку, дающего право проезда при аутентификации на основании изображения пассажира, в размере 53 рублей, на виды транспорта: ММ, ММТС, МКМЖД, с зоной действия: А, МЦК, ЦМЦД.
В обоснование своих требований административные истцы указывают, что оспариваемые положения постановления Правительства Москвы не соответствуют пункту 4 статьи 16.1 Федерального закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункту 1 статьи 3 и части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", статье 140 и пункту 1 статьи 861 Гражданского кодекса РФ и нарушают права административных истцов поскольку способствуют сбору биометрических данных граждан без их добровольного согласия, стимулируют граждан к определенному способу оплаты, в частности к оплате проезда с использованием аутентификации на основе изображения пассажира, кроме того административные истцы указали, что потребители, приобретая одну и ту же услугу по перевозке, находятся в неравном положении.
Представители административных истцов Кондратов В.В, фио в судебное заседание явились, заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представители административных ответчиков Правительства Москвы и Мэра Москвы фио, фио, заинтересованного лица ГУП "Московский метрополитен" фио, возражали против удовлетворения иска, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, сами по себе не нарушают каких-либо прав и законных интересов административных истцов, полностью поддержали представленные в материалы дела письменные возражения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Подпунктом 104 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется федеральными государственными органами.
На основании пунктов 1, 2.1. статьи 8 Федерального закона
от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте
в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы, сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В силу статьи 2 и пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование функционирования внеуличного транспорта основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с настоящим федеральным законом. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках внеуличным транспортом относятся, в том числе определение порядка установления тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм внеуличным транспортом по межмуниципальным маршрутам и муниципальным маршрутам, осуществление государственного регулирования таких тарифов, а также установление таких тарифов на внеуличном транспорте, находящемся
в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 44 Устава города Москвы, статье 1, пунктам
9 и 11 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65
"О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В пределах своих полномочий Правительство Москвы обеспечивает проведение экономической, финансовой, ценовой, тарифной политики, устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы)
на товары (услуги) и организует осуществление видов регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).
В силу статьи 9 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным федеральным законодательством и законодательством города Москвы к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением вопросов, отнесенных федеральным законодательством и законами города Москвы к полномочиям Московской городской Думы.
Административные истцы не ставили под сомнение полномочия Правительства Москвы по установлению тарифов на услуги
по перевозке пассажиров и багажа, в том числе внеуличным транспортом.
Суд считает, что на основании вышеуказанных положений Правительство Москвы как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Согласно статье 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Правовые акты Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Согласно части 5 статьи 20 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 постановления Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом постановлении Правительства Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП "О проездных билетах, тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования на территории города Москвы и порядке определения коэффициента использования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении при проезде на Малом кольце Московской железной дороги и Московских центральных диаметрах", введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Вопреки доводам административных истцов, оспариваемые положения постановления Правительства Москвы не противоречат пункту 4 статьи 16.1 Федерального закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", статье 140 и пункту 1 статьи 861 Гражданского кодекса РФ.
Как указано в преамбуле к закону "О защите прав потребителей", он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 1 названного закона, определяющей правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
Таким образом, Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров. Однако, в данном случае отношения, регулируемые оспариваемым нормативным правовым актом вытекают из административных правоотношений, то есть из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Устанавливая тарифы на перевозки пассажиров, Правительство Москвы реализовывало предоставленные ему законом публично-властные полномочия.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Оплата проезда с использованием аутентификации на основании изображения пассажира производится исключительно по инициативе гражданина, который дает предварительное письменное согласие на обработку персональных данных и изображения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Оспариваемые положения не предусматривают обратного и не предполагают обработку персональных данных и изображения без согласия лица.
Ссылки административных истцов на нарушение постановлением положений статей 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд отклоняет, поскольку в рассматриваемом случае федеральными законами и законами города Москвы установление тарифов в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также на внеуличном транспорте прямо отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Не нашел подтверждения довод административных истцов об отсутствии экономического обоснования установленных тарифов.
Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП предусмотрена возможность самостоятельного выбора пассажирами способа оплаты проезда, вида проездного билета, вида транспорта.
В оспариваемом пункте 2.5 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП указана стоимость проездного билета на 1 поездку, дающего право проезда при аутентификации на основании изображения пассажира, в размере 70 рублей, на виды транспорта: ММ, ММТС, МКМЖД, с зоной действия: А, МЦК, ПМЦД.
В пункте 2.6 приложения 1 предусмотрена стоимость проездного билета
на 1 поездку, дающего право проезда при аутентификации на основании изображения пассажира, в размере 53 рублей, на виды транспорта: ММ, ММТС, МКМЖД, с зоной действия: А, МЦК, ЦМЦД.
В пунктах 2.1, 2(1), 2(2), 2(3) постановления Правительства Москвы
от 15 декабря 2015 года N 880-ПП указано какие территории включаются в вышеуказанные зоны действия проездных билетов:
Территориальная зона А - включает территории Центрального административного округа города Москвы, Северного административного округа города Москвы, Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточного административного округа города Москвы, Юго-Восточного административного округа города Москвы, Южного административного округа города Москвы, Юго-Западного административного округа города Москвы, Западного административного округа города Москвы, Северо-Западного административного округа города Москвы, Новомосковского административного округа города Москвы и Троицкого административного округа города Москвы.
При проезде на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на Малом кольце Московской железной дороги зоной действия проездного билета является Московское центральное кольцо (МЦК), которая включает станции Малого кольца Московской железной дороги, входящие в состав транспортно-пересадочных узлов "Автозаводская", "Андроновка", "Балтийская", "Белокаменная", "Ботанический сад", "Бульвар Рокоссовского", "Верхние Котлы", "Владыкино", "Дубровка", "ЗИЛ", "Зорге", "Измайлово", "Коптево", "Крымская", "Кутузовская", "Лихоборы", "Локомотив", "Лужники", "Москва-Сити", "Нижегородская", "Новохохловская", "Окружная", "Панфиловская", "Площадь Гагарина", "Ростокино", "Соколиная гора", "Стрешнево", "Угрешская", "Хорошево", "Шелепиха", "Шоссе Энтузиастов".
При проезде на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на участках межсубъектных маршрутов регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на Московских центральных диаметрах на территории Москвы и Московской области зоной действия проездного билета является тарифная зона "Центральная" Московских центральных диаметров, которая включает всю протяженность участков между железнодорожными пассажирскими станциями, указанными в приложении 7 к постановлению в качестве начальных и конечных остановочных пунктов соответствующих участков маршрутов, а также протяженность участков ответвлений от участков, указанных в приложениях 7 и 8 к постановлению, до железнодорожных пассажирских станций и остановочных пунктов "Москва-Пассажирская", "Москва-Пассажирская-Казанская", "Москва-Рижская", "Москва-Пассажирская-Киевская", "Новопеределкино", которые используются в качестве начальных и конечных остановочных пунктов соответствующих участков маршрутов (ЦМЦД).
При проезде на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на участках межсубъектных маршрутов регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на Московских центральных диаметрах на территории Москвы и Московской области зоной действия проездного билета является тарифная зона "Пригород" Московских центральных диаметров, которая включает всю протяженность участков между железнодорожными пассажирскими станциями, указанными в приложении 8 к настоящему постановлению в качестве начальных и конечных остановочных пунктов соответствующих участков маршрутов, а также протяженность участков ответвлений от участков, указанных в приложениях 7 и 8 к постановлению, до железнодорожных пассажирских станций и остановочных пунктов "Москва-Пассажирская", "Москва-Пассажирская-Казанская", "Москва-Рижская", "Москва-Пассажирская-Киевская", "Новопеределкино", "Аэропорт", которые используются в качестве начальных и конечных остановочных пунктов соответствующих участков маршрутов (ПМЦД).
Оспариваемые административными истцами виды проездных билетов отличаются не только по стоимости, но и по зоне их действия, что обусловило разницу тарифов.
Суд изучил первичные обосновывающие документы в отношении себестоимости проезда (план финансово-хозяйственной деятельности ГУП "Московский метрополитен" на 2024 год) и пришел к выводу о подтверждении экономической обоснованности установленных тарифов. Стоимость проезда, предусмотренная оспариваемыми пунктами 2.5, 2.6 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП, является ниже экономически обоснованной себестоимости одной поездки.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в оспариваемой части, не имеется.
Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят Правительством Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, не нарушает права административных истцов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении коллективного административного искового заявления - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 17 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.