Московский городской суд в составе
судьи Лебедевой И.Е.
при секретаре Перваковой Ю.К.
с участием прокурора Цветковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1700/2024 по административному исковому заявлению ООО "Водно-Спортивный Комплекс "Буревестник" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 11 октября 2023 года N1951 -ПП "Об утверждении проекта планировки территории ограниченной Волоколамским шоссе, проектируемым проездом 1895, проектируемым проездом 5503",
УСТАНОВИЛ:
11 октября 2023 года Правительством Москвы принято постановление N1951-ПП, пунктом 1 которого утвержден проект планировки территории, ограниченной Волоколамским шоссе, проектируемым проездом N 1895, проектируемым проездом N 5503 (приложение 1).
Постановление опубликовано в "Вестник Москвы", спецвыпуск N 41, 17.10.2023.
В целях реализации планировочных решений, предусмотренных проектом планировки территории, потребуется осуществить изъятие земельных участков в установленном законом порядке в соответствии с чертежом "План межевания территории". Согласно разделу 2.2. Таблица "Характеристика земельных участков территории" к чертежу "План межевания территории" к изъятию предусмотрена 0, 01 га земельного участка с кадастровым номером 77:08:0015001:24.
ООО "Водно-Спортивный Комплекс "Буревестник" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 11 октября 2023 года N1951 -ПП "Об утверждении проекта планировки территории ограниченной Волоколамским шоссе, проектируемым проездом 1895, проектируемым проездом 5503" в части касающейся прохождения красной линии по земельному участку с кадастровым номером 77:08:0015001:24, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Летная вл. 99а, а также по объекту недвижимости -нежилому зданию общей площадью 211, 5 кв.м с кадастровым номером 77:08:0015001:1006, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Летная д. 97 стр.1
В обоснование заявленных требований административный истец указал на нарушение порядка принятия проекта планировки линейного объекта, в частности на отсутствие материалов по обоснованию, предусмотренных ч.7 ст. 14 ГрК РФ. Помимо изложенного административный истец ссылался на то, что проект планировки территории не отвечает критерию обеспечения устойчивого развития территории и направлен на необоснованное лишение административного истца права собственности на здание с кадастровым номером 77:08:0015001:1006, расположенное на изымаемом земельном участке. Вместе с тем, указанное здание используется под размещение спортивного зала гребных эргометров в отсутствие которого не возможно функционирование Водно-Спортивного Комплекса "Буревестник". Кроме того, проект планировки осуществлялся без учета существующей застройки и наличия на участке инженерных коммуникаций административного истца.
Представители административного истца ООО "Водно-Спортивный Комплекс "Буревестник" Сазонов А.Ю, Катаев О.А. в судебное заседание явились, заявленные административные исковые требования поддержал и в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура), Котов С.А, Кинчевский В.Г. возражали против удовлетворения иска, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, сами по себе не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержали представленные в материалы дела возражения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы - часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административный истец на праве собственности владеет нежилым зданием площадью 211, 5 кв.м, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Летная, вл. 99а, строение 8 с кадастровым номером 77:08:0015001:1006.
Земельный участок с кадастровым номером 77:08:0015001:24 площадью 816 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Летная вл. 99А находится в аренде у административного истца.
Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом урегулированы основные параметры развития территории, на которой расположено здание административного истца, последний является участником правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.
Правоотношения в указанной выше сфере на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится, как следует из содержания подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, п.74 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ, в том числе утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования.
Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено также статьями 6, 7, 8 ГрК РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере.
В соответствии с Уставом города Москвы, утвержденным Законом города Москвы от 28 июня 1995 г, к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится в том числе регулирование градостроительной деятельности (пункт 9 части 1 статьи 13). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы (статья 12 Устава). Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы (статьи 5, 9, 44).
В соответствии со статьями 2, 13, 14, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 1.1 данной статьи, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Данные положения нашли свое отражение и в статье 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", согласно которой основанием для разработки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы или уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Согласно ст. 41 Градостроительного Кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Исходя из положений статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Особенности градостроительной деятельности в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) установлены статьей 63 ГрК РФ, в соответствии с которыми документами территориального планирования города федерального значения Москвы являются Генеральный план города федерального значения Москвы, включающий, сведения, предусмотренные статьей 23 ГрК РФ, а также карты планируемого размещения объектов регионального значения на территории города федерального значения Москвы, правила землепользования и застройки города Москвы, утверждаемые нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти названного субъекта Российской Федерации. Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования города федерального значения Москвы документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном ГрК РФ и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.
Согласно пункту 1.3. постановления Правительства Москвы от 30.04.2019 N 449-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в городе Москве" основанием для подготовки проекта планировки территории является правовой акт Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, подготовленный в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
В данном случае таким основанием явилось распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 23 августа 2022 г. N1647, подготовленное во исполнение решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 07 июля 2022 года N22. "О подготовке проекта планировки территории, ограниченной Волоколамским шоссе, проектируемым проездом 1895, проектируемым проездом 5503". Полномочия поименованного Комитета, в том числе по подготовке проектов планировки территории и проектов планировки территории, включающих проекты межевания территории, закреплены в Положении о названном органе исполнительной власти постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2012 г. N 633-ПП.
Москомархитектурой подготовлен проект планировки территории, ограниченной Волоколамским шоссе, проектируемым проездом N 1895, проектируемым проездом N 5503.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 22.03.2022 N 438-ПП "О реализации положений п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ" внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что утверждение Генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки города Москвы, проектов планировки территории, проектов межевания территории, внесение изменений в один из указанных документов, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего постановления в установленном порядке опубликованы оповещения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам соответствующих документов, в 2022 и 2023 годах происходит без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний для принятия перечисленных правовых актов.
С учетом изложенного, проведение публичных слушаний и общественных обсуждений по рассматриваемому проекту планировки территории не требовалось.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N28 "Градостроительный кодекс города Москвы" решение об утверждении проекта планировки территории принимает Правительство Москвы.
Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы".
Согласно пунктам 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 N25 "О правовых актах города Москвы" нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы N1951-ПП от 11 октября 2023 года опубликовано в "Вестник Москвы", спецвыпуск N 41, 17.10.2023.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Как следует из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 ГрК РФ, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя являются генеральные планы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 3 статьи 63 ГрК РФ).
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5).
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Законом города Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы" утвержден Генеральный план города федерального значения Москвы. Согласно части 2 статьи 23 Градостроительного кодекса города Москвы Генеральный план города Москвы является документом территориального планирования и основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства. На основании пункта 3 части 2 статьи 28 Градостроительного кодекса города Москвы реализация Генерального плана города Москвы осуществляется в том числе путем разработки и утверждения документации по планировке территории.
Согласно части 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Из анализа приведенных выше положений следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Согласно Генеральному плану г. Москвы проект планировки территории расположен в границах района Покровское-Стрешнево г. Москвы, при этом земельный участок с кадастровым номером 77:08:0015001:24 входит в границы территории реорганизации (Книга 3 "Карты, схемы территориального планирования города Москвы", "Территория реорганизации и зон развития") и расположен в границах улично-дорожной сети (Книга 3 "Карты, схемы территориального планирования города Москвы", "Линейные объекты улично-дорожной сети федерального и регионального назначения").
Учитывая изложенное оспариваемый проект планировки территории полностью соответствует Генеральному плану г. Москвы.
Доводы административного истца о том, что при подготовке проекта планировки территории не было принято во внимание существующее землепользование и сложившаяся застройка, что привело к безосновательному лишению истца права собственности на здание, судом отклоняются в связи со следующим.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ООО "Водно-Спортивный Комплекс "Буревестник" признать недействующими постановление Правительства Москвы от 11 октября 2023 года N1951 -ПП "Об утверждении проекта планировки территории ограниченной Волоколамским шоссе, проектируемым проездом 1895, проектируемым проездом 5503" в части касающейся прохождения красной линии по земельному участку с кадастровым номером 77:08:0015001:24, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Летная вл. 99а, а также по объекту недвижимости -нежилому зданию общей площадью 211, 5 кв.м с кадастровым номером 77:08:0015001:1006, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Летная д. 97 стр.1 -отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2024 года.
Судья Московского городск
ого суда И.Е. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о признании недействующим постановления о проекте планировки территории, утвержденного Правительством Москвы, указав на законность его принятия и соответствие нормативным актам. Истец не смог доказать нарушение своих прав, поскольку проект планировки соответствует генеральному плану города и не противоречит действующему законодательству.