Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Р ... на постановление судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2023 года, которым постановлено:
"Признать Р... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере сумма, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного и контролируемого выезда",
УСТАНОВИЛ:
21 декабря 2023 года в отношении гражданина Республики Таджикистан Р... составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2
ст. 18.10 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в районный суд, решением судьи которого заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного и контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с данным судебным актом, представитель заявителя обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит об изменении судебного постановления и исключении административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на заключение брака с гражданкой Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Р... и его защитника, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
В соответствии ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 21 декабря 2023 года в 15 час. 30 мин. по адресу: адрес, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлен гражданин Республики Таджикистан Р.., который в нарушение требований п. 4 ст. 13, ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" осуществлял трудовую деятельность в качестве водителя такси, не имя патента и разрешения на работу в г. Москве, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; рапортом сотрудника полиции от 21 декабря 2023 года; протоколом об административном правонарушении САО N... от 21 декабря 2023 года; письменными объяснениями Р... ; справкой АС ЦБДУИГ; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
Судьей первой инстанции в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного постановления, что нашло свое отражение в постановлении суда. Постановление судьи мотивированно, оно отвечает требованиям
ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям
ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано. Каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение допустимость протокола об административном правонарушении и достоверность содержащихся в нем сведений, не имеется, а потому он обоснованно принят в качестве надлежащего доказательства по делу.
Осмотр территории произведен в рамках проверки во исполнение распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя. Осмотр произведен должностными лицами, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фототаблицы, приложены к соответствующему протоколу.
Согласно п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Таким законом является Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно п. п. 1, 2 ст. 32 указанного Федерального закона федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" одним из оснований проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований.
Предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, не допускается (п. 10 ст. 32 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Доводы жалобы заявителя о вынесении судом строгого наказания и заключении брака с гражданкой Российской Федерации, судом отклоняются.
В первую очередь судья апелляционной инстанции отмечает, что заявитель ранее неоднократно привлекался на территории Российской Федерации к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных
ст. 12.3, 12.5, 12.6 КоАП РФ (л.д. 23, 24).
Следует отметить, что административная ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.3 КоАП РФ, наступает по ч. 1 статьи за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а по ч. 2 - за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им.
Таким образом, изложенное свидетельствует как о пренебрежении иностранным гражданином законами Российской Федерации и элементарными правилами поведения, установленными для общества в целом, так и о создании неблагоприятных последствий для безопасности и общественного порядка Российской Федерации.
Кроме того, как следует из сведений, представленных суду ГУ МВД России по
г. Москве, 31 марта 2021 года УВМ по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве было принято решение о нежелательности пребывания Р... на территории Российской Федерации (л.д. 25).
Как следует из представленной копии о заключении брака, 29 июля 2016 года заявителем был заключен брак с фио, паспортные данные.
Вместе с тем, учитывая заключение брака между иностранными гражданами, один из которых в последствии приобрел гражданство Российской Федерации, 8 лет назад на территории иностранного государства, проверить расторжение которого суд лишен возможности, Р... суду не представлено каких-либо доказательств проживания с фио единой семьей, подразумевающей наличие фактических брачных отношений и ведение с последней совместного хозяйства.
Также суд апелляционной инстанции обращает внимание на факт того, что после заключения брака и заявитель и его супруга сохранили свои добрачные фамилии.
С учетом изложенного, ссылка Р... в жалобе на наличие детей - граждан Российской Федерации приобретших гражданство Российской Федерации непродолжительный период времени назад (19 октября 2023 года), также как и фио (8 ноября 2023 года), судьей апелляционной инстанции также отклоняется.
Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела, при назначении Р... административного наказания судьей требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены - были учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Систематическое нарушение действующего миграционного законодательства Российской Федерации, а также не принятие мер к своевременному сбору и подаче в надзорный орган необходимых документов для получения патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, как уже указывалось выше, свидетельствует о пренебрежении иностранным гражданином законами Российской Федерации.
Следовательно, назначение заявителю дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации обусловлено необходимостью защиты национальной безопасности и общественного порядка, связано с предупреждением совершения новых правонарушений и преступлений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Судьей первой инстанции в ходе рассмотрения дела детально исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка, что нашло свое отражение в постановлении суда.
С протоколом об административном правонарушении заявитель был ознакомлен, о чем свидетельствует его собственноручно исполненная подпись в соответствующих графах протокола.
С учетом изложенного, материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях лица события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
Являясь гражданином иностранного государства, заявитель не относится к иностранным гражданам, имеющим право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без надлежащего образом оформленного патента на работу, указанным в п. п. 1 - 12 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" либо патента в соответствии с п. 1 ст. 13.3 названного Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Таким образом, действия заявителя квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и миграционного законодательства РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, поскольку несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
Назначая заявителю административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации, судья районного суда учёл характер совершённого административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда назначено лицу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении Р... оставить без изменения, жалобу Р... - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности за осуществление трудовой деятельности без разрешения, что является нарушением миграционного законодательства. Суд учел предыдущие правонарушения заявителя и необходимость защиты общественного порядка, оставив в силе наказание в виде штрафа и выдворения за пределы Российской Федерации.