Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Вельдера А.Э., поданную на решение судьи Тверского районного суда адрес от 14 декабря 2023 года и определение (письмо) начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры РФ от 27 сентября 2023 года об отказе Вельдеру Андрею Эдуардовичу в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
определением (письмом) начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры РФ от 27 сентября 2023 года Вельдеру А.Э. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор).
Решением судьи Тверского районного суда адрес от 14 декабря 2023 года указанное выше определение (письмо) оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Вельдер А.Э. просит об отмене вынесенных по делу актов, ссылаясь на приведенные в ней доводы о том, что ответ Генеральной Прокуратуры РФ не является мотивированным.
Вельдер А.Э. в судебном заседании жалобу поддержал.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кибакин М.С. возражал против удовлетворения доводов указанной жалобы, сочтя состоявшиеся по делу акты законными и обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам.
Представитель Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу.
Изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 59-ФЗ).
Часть 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ наряду с другими положениями данного Федерального закона устанавливает правила рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме (ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ).
Согласно статье 28.1 КоАП Российской Федерации сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого Кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело о нем (часть 3).
В силу части 5 статьи 28.1 этого Кодекса при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по обращению физического или юридического лица, содержащему данные о наличии события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом, рассмотревшим обращение, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на адрес, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.03.2021 N 9-П принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению заявителя требует, кроме прочего, проверки содержащихся в нем данных, указывающих на имевшее место административное правонарушение, и не предполагает, что это решение принимается по одному только факту поступления названного обращения.
Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.39, 5.59, 5.61 указанного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, что предусмотрено частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 4 статьи 30.1 КоАП РФ, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 29 августа 2023 года в адрес Генеральной прокуратуры РФ поступило обращение Вельдера А.Э, в котором последний просил провести проверку и возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении должностных лиц Роспотребнадзора по вопросу рассмотрения его обращения о реализации творожных сырков и иным вопросам.
Согласно статьям 8, 14 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица, направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
На основании изложенного, обращения Вельдера А.Э. были переадресованы для рассмотрения по компетенции в Управление Роспотребнадзора по адрес (далее - Управление), о чем заявитель уведомлен начальником отдела по работе с обращениями граждан Службы в ответах от 26.07.2023 за N 09-10310-2023-40, за N 09-10314-2023-40, направленных по адресу электронной почты, что подтверждается скриншотами из системы электронного документооборота Роспотребнадзора.
По результатам разрешения доводов обращений Вельдеру А.Э. 22.08.2023 дан ответ заместителем руководителя Управления, который направлен по адресу фио электронной почтой, что подтверждается скриншотом из системы электронного документооборота Роспотребнадзора.
По результатам проверки начальником отдела управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуроры Российской Федерации заявителю дан ответ от 27.09.2023 о том, что оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ не имеется.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является в том числе заявление физического лица, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Принятие процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в таковом по обращению гражданина не предполагает, что соответствующее решение принимается по одному только факту его поступления.
Учитывая отсутствие данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, оснований для принятия процессуального решения в рамках КоАП РФ не имелось. Ответ на обращение дан заявителю в соответствии с требованиями Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Учитывая, что формы принятия решения об отказе в удовлетворении жалобы на отказ в возбуждении дела об административном правонарушении не являются препятствием для обжалования фактического отказа в удовлетворении такой жалобы, выраженного в форме письменного ответа на обращение, судья районного суда рассмотрела жалобу Вельдера А.Э. по существу по правилам главы 30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В данном случае в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ составляет 90 календарных дней.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности по указанным в обращении обстоятельствам истек.
Данное обстоятельство, в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, также исключает и дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, поскольку за пределами срока давности не может обсуждаться вопрос о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения в действиях лица, производство по делу, в отношении которого прекращено или в его возбуждении было отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Тверского районного суда адрес от 14 декабря 2023 года и определение (письмо) начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры РФ от 27 сентября 2023 года об отказе Вельдеру Андрею Эдуардовичу в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Вельдера А.Э. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.Н.Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законным отказ в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 5.59 КоАП РФ, указав на отсутствие оснований для этого. Жалоба о нарушении порядка рассмотрения обращений граждан была отклонена, так как ответ на обращение был дан в соответствии с законодательством, а срок давности привлечения к ответственности истек.