Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Сунь Цзэцина по ордеру адвоката Нестеренко А.В. на постановление судьи Коптевского районного суда адрес от 18 июля 2023 года, которым гражданин КНР Сунь Цзэцин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
20 сентября 2022 года должностным лицом ОВМ МОМВД России "Партизанский" УМВД России по адрес в отношении гражданина КНР Сунь Цзэцина составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Партизанский районный суд адрес, постановлением судьи которого Сунь Цзэцин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации, с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ОМВД России по адрес.
Решением судьи Приморского краевого суда от 28 декабря 2022 года указанное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, гражданин КНР Сунь Цзэцин освобожден из Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства ОМВД России по адрес.
Определением судьи Партизанского районного суда адрес от 19 апреля 2023 года на основании письменного ходатайства Сунь Цзэцина дело на рассмотрение по месту временного пребывания (проживания) последнего передано в Тимирязевский районный суд адрес, определением судьи которого от 31 мая 2023 года дело на рассмотрение по территориальной подсудности передано в Коптевский районный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалует защитник Сунь Цзэцина по доводам поданной жалобы, согласно которым, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении Сунь Цзэцину был предоставлен переводчик с недостаточным знанием китайского языка, который об ответственности за заведомо неправильный перевод не предупреждался, процессуальные документы, переведенные на китайский язык, не выдавались; судьей районного суда 18 июля 2023 года немотивированно отказано в отложении слушания дела, дело неправомерно рассмотрено в отсутствие Сунь Цзэцина, чем нарушено право на защиту; назначено чрезмерно суровое, несоразмерное содеянному, административное наказание.
В судебное заседание Московского городского Сунь Цзэци, будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по ордеру адвоката Нестеренко А.В, в полном объеме поддержавшего изложенные в жалобе доводы, настаивавшего на их удовлетворении, дополнительно обращая внимание на неправомерное рассмотрение дела в отсутствие Сунь Цзэци.
Проверив материалы дела, изучив приведенные доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, имеются основания для отмены оспариваемого постановления судьи районного суда в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена за
нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 5 того же Федерального закона от 25 июля 2002 года, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на адрес и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Признавая Сунь Цзэцин виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию, в 18.15 час. 20 сентября 2022 года по адресу: адрес, должностными лицами ОВМ МОМВД России "Партизанский" УМВД России по адрес был выявлен гражданин КНР Сунь Цзэцин, прибывший на адрес 17 февраля 2020 года в порядке, требующем получение визы, и который, в нарушение требований ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", по истечении 19 августа 2022 года установленного срока временного пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, в связи с чем действия данного лица квалифицированы по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Данные обстоятельства совершения Сунь Цзэцином указанного административного правонарушения и его виновность судья районного суда
Вместе с тем, признать законным обжалуемый судебный акт не представляется возможным.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При определении подсудности рассмотрения дела об административной ответственности необходимо учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.
В части первой указанной нормы закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения.
Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица.
В силу пункта 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные ходатайства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах с пятого по десятый подпункта "з" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судья вправе отказать в удовлетворении ходатайства указанного лица с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов, к числу которых относится возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 КоАП РФ следует, что такие дела должны рассматриваться в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенных норм и разъяснений, санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, предусматривающей назначение административного наказания в виде административного выдворения, правовых оснований для удовлетворения заявленного Сунь Цзэцин, временно пребывающего (проживающего) на адрес иностранного гражданина, ходатайства о направлении на рассмотрение дела по месту его жительства не имелось.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена обязательное назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, которая не допускает возможность избрания судом альтернативного наказания.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 25.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем назначение перечисленных в ней видов административного наказания, необходимо не только надлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела об административном правонарушении, но и создание условий, обеспечивающих присутствие такого лица в судебном заседании.
Соответствующее разъяснение также дано в пункте 23.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В определении от 25 октября 2018 года N2562-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что часть 3 статьи 25.1 вышеназванного Кодекса, устанавливая обязательное присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, создает для указанного лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за какие предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 года N 1125-О и от 29 сентября 2015 года N1902-О).
Данные требования закона при рассмотрении настоящего дела судьей Коптевского районного суда адрес соблюдены не были, необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, не созданы, дело неправомерно рассмотрено в отсутствие Сунь Цзэцин, чем нарушено право на защиту.
Изложенное не противоречит правовой позиции, выраженной в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 07 октября 2019 года N87-АД19-17, от 25 ноября 2019 года N3-АД19-5, в постановлении судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 июня 2020 года N16-4796/2020.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Коптевского районного суда адрес от 18 июля 2023 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы стороны защиты Московским городским судом срок давности привлечения Сунь Цзэцин к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника по ордеру адвоката Нестеренко А.В. удовлетворить.
Постановление судьи Коптевского районного суда адрес от 18 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина КНР Сунь Цзэцина отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.