Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "ПРО ГРУПП" фио на постановление судьи Лефортовского районного суда адрес от 14 июня 2023 г., которым ООО "ПРО ГРУПП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ
12 апреля 2023 советником отдела подготовки материалов по делам об административных правонарушениях Управления административной практики МАДИ в отношении ООО "ПРО ГРУПП" (далее также Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Лефортовский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "ПРО ГРУПП" фио ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствием в действиях ООО "ПРО ГРУПП" состава административного правонарушения, предусмотренного 17.7 КоАП РФ.
ООО "ПРО ГРУПП" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Основанием для привлечения ООО "ПРО ГРУПП" к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ явилось то, что ООО "ПРО ГРУПП" 21.03.2023 в 00 час. 01 мин. по адресу адрес совершило умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 12.16 КоАП РФ, в отношении водителя транспортного средства с г.р.з.Т136ВВ797, а именно: не представило в трехдневный срок истребованные должностным лицом МАДИ необходимые для проведения административного расследования сведения (документы), в соответствии с определением о истребовании сведений 10.03.2023, направленным по адресу места нахождения Общества с применением электронных средств ("Госпочта"), полученным Обществом 17.03.2023.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).
Таким образом, положения статьи 28.2 КоАП РФ (в их системном единстве с иными правилами раздела IV КоАП РФ) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы. О месте и времени составления протокола об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство по делу, должно быть извещено надлежащим образом и в случае его неявки копия протокола в обязательном порядке направляется лицу, привлекаемому к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.
Из материалов дела следует, что о составлении протокола об административном правонарушении ООО "ПРО ГРУПП" извещено посредством почтовой связи на 12.04.2023 в 10:00 (РПО N 80103782558724).
Согласно ответу на запрос судьи Московского городского суда адрес, сведения об осуществлении доставки (вручения) отправления с почтовым идентификатором 80103782558724 разряда "Административное", поступившего в ОПС Москва 109052 30.03.2023 отсутствуют, в связи с чем адрес признает услугу не исполненной.
В отсутствие подтверждения факта доставки (вручения) почтового отправления, должностное лицо административного органа не имело законных оснований для составления 12.04.2023 протокола об административном правонарушении без законного представителя (защитника) лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, в связи с чем, он не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку событие административного правонарушения, вмененного в вину ООО "ПРО ГРУПП" имело место 21.03.2023, на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ООО "ПРО ГРУПП" к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Жалобу защитника ООО "ПРО ГРУПП" фио удовлетворить.
Постановление судьи Лефортовского районного суда адрес от 14 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении ООО "ПРО ГРУПП", отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что административное производство в отношении общества подлежит прекращению из-за истечения срока давности привлечения к ответственности. Протокол об административном правонарушении был составлен с нарушениями, что также повлияло на решение суда.