Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника фио по ордеру адвоката фио на постановление судьи Мещанского районного суда адрес от 10 августа 2023 года, которым Варламов Илья Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.34 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма без конфискации предмета административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
15 июня 2023 года должностным лицом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении Варламова Ильи Александровича составлен протокол об административной ответственности по ч.4 ст.19.34 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности направлен в Мещанский айонный суд адрес, судьей которого вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление судьи районного суда обжалует защитник фио по доводам поданной жалобы, согласно которым, дело судьей районного суда неправомерно рассмотрено в отсутствие фио и его защитника; вина фио во вменяемом правонарушении допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждена; выводы судьи районного суда основаны на недопустимых и достоверных доказательствах; не доказаны указанные время и место совершения правонарушения; требование о размещении указания является вмешательством в право заявителя на свободу выражения мнения и распространения информации, а установление статуса иностранного агента - дискриминирующей мерой; неправомерно не были применены положения Конституции Российской Федерации, нормы международного права, практика Европейского Суда по правам человека; назначено чрезмерно суровое административное наказание, без учета личности заявителя; имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание Московского городского суда Варламов И.А. и его защитник по ордеру адвокат фио, будучи в установленном порядке извещенными о месте и времени слушания дела, не явились, доказательств уважительности причин своей неявки не представили, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению жалобы в их отсутствие не имеется.
Представитель Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу по доверенности фио возражал против удовлетворения указанных доводов жалобы, сочтя оспариваемый судебный акт законным, не подлежащим отмене, соответствующим фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, совокупности которых достаточно для квалификации действий заявителя по ч.4 ст.19.34 КоАП РФ.
Проверив доводы поданной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного органа, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ предусмотрена за производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до сумма прописью с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от ста тысяч до сумма прописью с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до сумма прописью с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
В части 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ установлено, что материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Форма данного указания, требования к размещению и порядок размещения установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 22 ноября 2022 года N2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами (далее - текстовое указание).
Сообщения и материалы иностранного агента, распространяемые на адрес, должны сопровождаться следующим указанием: "Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)".
В пунктах 5, 6, 7 вышеназванных Правил определено, что размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала; цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается; текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала.
Таким образом, лицо, внесенное в реестр иностранных агентов, при производстве и распространении материалов обязано размещать указание на факт их производства (распространения, направления) иностранным агентом.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения в рамках исполнения полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, установленных Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций контрольных мероприятий должностными лицами Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в 10.51 час. 29 мая 2023 года выявлено, что Варламов И.А, находясь по месту регистрации по месту жительства: адрес, Печатников переулок, д.3, корп.11, кв.2, будучи включенным в реестр иностранных агентов 23 марта 2023 года под порядковым номером 560 в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ, в мессенджере "Telegram" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресам: https://t.me/variamov/8254, https://t.me/variamov/8342, https://t.me/variamov/8243, в 13.20 час. 30 марта 2023 года, в 14.18 час. 25 мая 2023 года и в 15.43 час. 25 мая 2023 года, соответственно, в нарушение требований ч.3 ст.9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", допустила распространение материалов (информацию) без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом, либо касаются деятельности иностранного агента, что нарушает права и свободы человека и гражданина на получение полной и достоверной информации о ее распространителе, в связи с чем действия данного лица квалифицированы по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактические обстоятельства совершения Варламовым И.А. и его виновность подтверждаются совокупностью подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, скриншотом реестра иностранных агентов с официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которому Варламов И.А. внесен в реестр иностранных агентов 23 марта 2023 года под порядковым номером 560 в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ; актом об изготовлении снимков экрана материалов фио, размещенных в мессенджере "Telegram" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по вышеприведенных адресам; снимки экрана сохраненных копий материала; информацией ГУ МВД России по адрес в отношении адреса регистрации фио по месту жительства; протоколом об административном правонарушении от 15 июня 2023 года в отношении фио, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ, указана норма Закона, нарушение которой вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, соблюдены, на составление в 16.30 час. 15 июня 2023 года протокола об административном правонарушении Варламов И.А. извещался посредством направления Почтой России 01 июня 2023 года извещения об этом по адресу регистрации по месту его жительства, которое 08 июня 2023 года прибыло в место вручения, 09 июня 2023 года предпринята неудачная попытка вручения, 13 июня 2023 года вручено адресату, что подтверждается текстом данного извещения, информацией о направлении почтовой корреспонденции в адрес фио, которой присвоен почтовый идентификатор N80081285145941, отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором N80081285145941, копия протокола для сведения последнего также направлена по адресу его
регистрации, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, протокол составлен уполномоченным на то должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Данные доказательства судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ в ее нормативном единстве со ст. 26.11 КоАП РФ, судья приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, тогда как в рамках рассматриваемого дела имеющаяся совокупность доказательств позволяла судье установить событие вменяемого правонарушения и все обстоятельства совершения противоправного деяния.
Объективная сторона правонарушения по ч.4 ст.19.34 КоАП РФ выражается в производстве материалов и (или) их распространение иностранным агентом, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Объектом правонарушения по ст. 19.34 КоАП РФ являются общественные отношения, складывающиеся в области порядка управления (осуществление государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия фио правильно квалифицированы по части 4 статьи 19.34 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам в жалобе, место совершения административного правонарушения установлено должностным лицом в протоколе об административном правонарушении правильно, из скриншотов, представленных в материалы дела, следует, что материал размещен и выложен самим Варламовым И.А, зарегистрированным по адресу своего места жительства, согласно информации ГУ МВД России по адрес, адрес, Печатников переулок, д.3, корп.11, кв.2, доказательств обратного не представлено.
Также следует отметить, что Варламов И.А. к административной ответственности привлекается не за выражение своего мнения, а за нарушение порядка оформления материала, установленного Федеральным законом и регламентированного постановлением Правительства Российской Федерации.
Кроме того, осуществление права на свободу выражения мнения и распространения информации может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, в целях сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране.
Соблюдение лицом, внесенным в реестр иностранных агентов, при производстве и распространении материалов (информации) требования о размещении указания на факт их производства (распространения, направления) иностранным агентом не нарушает право граждан Российской Федерации на беспрепятственный доступ к материалам (информации) средств массовой информации, не ущемляет свободу массовой информации, поскольку наличие такого указания не влияет на содержание произведенного и распространённого материала (информации), на его форму и структуру, а лишь информирует читателя о лице, его распространившем.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, если гражданин, осуществляя свои права и свободы (включая свободу мысли и слова, свободу творчества, право иметь и распространять убеждения и действовать сообразно с ними), в то же время нарушает права и свободы других лиц и такое нарушение (независимо от того, направлено оно против конкретных лиц или против общественного порядка в целом) носит общественно опасный и противоправный характер, то виновный может быть привлечен к публично-правовой ответственности, которая преследует цель охраны публичных интересов (Определения от 25 сентября 2014 года N1873-О, от 27 октября 2015 года N2450-О, от 29 сентября 2016 года N 1927-О, от 28 марта 2017 года N 665-О, от 27 июня 2017 года NN1411-О и др.).
Федеральный законодатель вправе и обязан осуществить правовое регулирование, в том числе установить юридическую ответственность с тем, чтобы не допустить и пресечь действия, посягающие на правопорядок, общественный порядок и безопасность и иные охраняемые Конституцией Российской Федерации ценности, даже если внешне такие действия имеют признаки реализации указанных конституционных прав (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года N1398-О).
Также следует отметить, что установление статуса иностранного агента в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" нельзя признать в качестве дискриминирующей меры, поскольку такой статус указывает на предоставление лицу иностранным источником поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, однако не ограничивает иностранного агента в способе и объеме, производимой и распространяемой информации.
Также следует отметить, что установление статуса иностранного агента в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" нельзя признать в качестве дискриминирующей меры, поскольку такой статус указывает на предоставление лицу иностранным источником поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, однако не ограничивает иностранного агента в способе и объеме, производимой и распространяемой информации.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемый акт, судья районного суда правильно счел, что в данном случае не имеется доказательств того, что заявителем принимались все зависящие от нее предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению требований п ч.3 ст.9 Федерального закона от 14 июля 2022 года N255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", за нарушение которых ч.4 ст.19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Варламов И.А, будучи включенным в реестр иностранных агентов, осуществляющей свою деятельность на адрес, обязана осуществлять ее в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, чего в данном случае сделано не было.
С учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, связанные с реализацией одного из важнейших гражданских прав в целях оказания воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, в том числе посредством формирования соответствующего общественного мнения, оснований для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, на основании ст.2.9 КоАП РФ, как о том просит заявитель жалобы, в данном случае не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины организации в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о ее заинтересованности в его исходе.
Вопреки утверждениям в жалобе, о рассмотрении настоящего дела в 11.00 час. 10 августа 2023 года Варламов И.А. извещался путем направления 04 июля 2023 года посредством Почты России судебной повестки по адресу регистрации по месту жительства, что подтверждается текстом данной судебной повестки, информацией о направлении почтовой корреспонденции, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N10770484023341, согласно которому, письмо из разряда "судебное" в место вручения прибыло 11 июля 2023 года, 11 июля 2023 года предпринята неудачная попытка вручения, 12 июля 2023 года вручено адресату, с соблюдением п.п.32, 34 Правил оказаний услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года, в связи с чем рассмотрение дела в отсутствие фио соответствует ч. 2 ст. 25.1, ч.1 и ч.2 ст.25.15, ч.ч. 2, 4 ст. 29.7 КоАП РФ, разъяснениям в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При этом, требования ст. 24.4 КоАП РФ, по смыслу которой судья суда первой инстанции вправе как удовлетворить заявленные ходатайства, так и отказать в его удовлетворении в зависимости от обстоятельств дела, судьей районного суда в данном случае были выполнены, письменное ходатайство защитника фио по ордеру адвоката фио об отложении рассмотрения дела на более позднюю дату судьей районного суда в установленном порядке рассмотрено и с учетом заблаговременного извещения о слушании дела, истечения установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, отклонено, о чем вынесено мотивированное определение, к материалам дела приобщена письменная позиция стороны защиты (л.д.42-46, 51).
Приведённые в жалобе иные доводы не опровергают наличие в действиях фио объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.34 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в значительном размере.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью.
Предусмотрев приведенные выше нормы КоАП РФ, законодатель тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого дела исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, не установлено.
Административное наказание назначено по правилам ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения виновного лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного административного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости не установлено.
Доказательств невозможности исполнения такого наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на заявителя административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение ее прав.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Мещанского районного суда адрес от 10 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.34 КоАП РФ, в отношении Варламова Ильи Александровича оставить без изменения, жалобу защитника по ордеру адвоката фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что лицо, внесенное в реестр иностранных агентов, нарушило требования о размещении указания на факт производства и распространения материалов, что квалифицируется как административное правонарушение. Судебная инстанция отклонила доводы о неправомерности рассмотрения дела в отсутствие защитника и признала назначенное наказание законным и обоснованным.