Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "ПромСтрой" фио на постановление врио начальника ОВМ УВД по Зеленоградскому адрес МВД России по адрес N 010/7-03/23-120 от 27.04.2023, решение судьи Зеленоградского районного суда адрес от 17.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ПромСтрой",
УСТАНОВИЛ
Постановлением врио начальника ОВМ УВД по Зеленоградскому адрес МВД России по адрес N 010/7-03/23-120 от 27.04.2023, оставленным без изменения решением судьи Зеленоградского районного суда адрес от 17.11.2023, ООО "ПромСтрой" (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с названными актами, генеральный директор ООО "ПромСтрой" фио обратился с жалобой в Московский городской суд, в которой просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании защитник ООО "ПромСтрой" фио поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения защитника, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес.
В соответствии с п. 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на адрес и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - также Закон о правовом положении иностранных граждан).
Согласно ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан патент это документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
На основании п. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу п. 1 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на адрес иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 24 августа 2022 г. в 13 часов 00 минут на ремонтно-строительном объекте по адресу: адрес, адрес ходе проведения сотрудниками ОВМ УВД по Зеленоградскому адрес МВД России по адрес проверки соблюдения требований миграционного законодательства выявлено нарушение ООО "ПромСтрой" п.1 ст.13.3 Федерального закона РФ N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившееся в привлечении к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина адрес, не имеющего патента на работу, требуемого в соответствии с п.4 с.13 Закона о правовом положении иностранных граждан.
Действия ООО "ПромСтрой" квалифицированы по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ПромСтрой" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки мест пребывания (проживания) иностранных граждан и осуществления трудовой деятельности N 144 от 24.08.2022; протоколом осмотра территории с фототаблицей; объяснениями иностранного гражданина фио; постановлением судьи Зеленоградского районного суда адрес от 25.08.2022 о привлечении фио к административной ответственности по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, вступившим в законную силу 06.09.2022; актом проверки; рапортами инспектора ОМК ОВМ УВД по Зеленоградскому адрес МВД России по адрес; договором строительного подряда N 01/02-Зел от 01.02.2022, заключенного между ООО "СтройРесурс" и ООО "ПромСтрой"; актами о приемке выполненных работ; платежными поручениями; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ПромСтрой"; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения, а также иными материалами, содержащимися в деле.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО "ПромСтрой" уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан в качестве допустимого доказательства по делу. Копия протокола направлена ООО "ПромСтрой".
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "ПромСтрой" правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него патента на осуществление трудовой деятельности в адрес.
Выводы должностного лица и судьи о виновности ООО "ПромСтрой" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе производства по делу. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих, что ООО "ПромСтрой", выполнявшим строительно-монтажные работы по капитальному ремонту здания по адресу: адрес, адрес, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований п. 1 ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, при этом возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась, что свидетельствует о его вине.
Доводы жалобы о том, что выявленный иностранный гражданин ООО "ПромСтрой" к трудовой деятельности не привлекался, являлся работником иной подрядной организации, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Нарушений судьей положений ст.26.11 КоАП РФ, исходя из имеющихся в деле доказательств, в том числе представленного стороной защиты договора с подрядной организацией ООО "Легитайм", судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу части 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск обществом конкретного иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу или патента на осуществление трудовой деятельности в адрес, к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица, с учетом положений пункта 1 примечания к статье 18.15 КоАП РФ, согласно которому, объективную сторону вменяемого правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу либо патента.
Вопреки доводу жалобы, вышеприведенные доказательства объективно свидетельствуют о том, что на дату проведения проверки 24.08.2022 ООО "ПромСтрой", выполняло строительно-монтажные работы по капитальному ремонту здания по адресу: адрес, адрес и произвело фактический допуск к трудовой деятельности гражданина адрес фио При этом доказательств реального исполнения договора подряда с ООО "Легитайм" ООО "ПромСтрой" представлено не было. Кроме того, привлечение Обществом к выполнению работ иного юридического лица и заключение с ним гражданско-правового договора не исключало его обязанности как заказчика по контролю за надлежащим исполнением работ исполнителем и недопущению исполнителем на объект иностранного гражданина, выполняющего работы в интересах Общества, оплачиваемых Обществом, не имеющего документы на право осуществления трудовой деятельности вг.Москве.
При вышеуказанных обстоятельствах, Общество обоснованно признано надлежащим субъектом административной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства, выразившееся в привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в отсутствие у него документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности в адрес.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено ООО "ПромСтрой" в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, совершения юридическим лицом административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, имущественного положения Общества, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности соблюдены.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ
Постановление врио начальника ОВМ УВД по Зеленоградскому адрес МВД России по адрес N 010/7-03/23-120 от 27.04.2023, решение судьи Зеленоградского районного суда адрес от 17.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ПромСтрой", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что юридическое лицо неправомерно привлекло к трудовой деятельности иностранного гражданина без необходимого патента, что является административным правонарушением. Решение о наложении штрафа было оставлено без изменения, так как доказательства подтверждали вину общества в нарушении миграционного законодательства.