Судья Московского городского суда Журавлева Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адвоката фио на постановление судьи Щербинского районного суда адрес от 22.11.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Абдугапирова Абдукабира Каримчоновича,
УСТАНОВИЛ:
21.11.2023 г. участковым уполномоченным МО МВД России "Коммунарский" адрес в отношении гражданина адрес был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Дело передано для рассмотрения в Щербинский районный суд адрес.
Постановлением судьи Щербинского районного суда адрес от 22.11.2023 г. фио признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы РФ.
В жалобе на указанное постановление, поданной в Московский городской суд, защитник адвокат Якубов Ф.М. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы защитник указал на то, что фио не совершал вменяемое ему правонарушение, в ходе производства по делу были нарушены нормы материального и процессуального права, при вынесении постановления не учтены данные о личности Абдугапирова А.К.
фио и защитник адвокат Якубов Ф.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не подавали, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела и исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения, подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершённое в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан), срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Как следует из положений ч. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении дела судьёй районного суда установлено, что 21.11.2023 г. в 12:30, по адресу: адрес, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства, был выявлен гражданин адрес, прибывший на адрес 14.05.2023 г, в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, тем самым нарушив требования ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Сделав вывод о виновности Абдугапирова А.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на совокупность исследованных доказательств, а именно: протокол об административном правонарушении, рапорт сотрудника полиции об обнаружении признаков правонарушения, письменные объяснения Абдугапирова А.К, информацию из АС ЦБДУИГ в отношении Абдугапирова А.К. и другие материалы дела.
Вместе с тем судьёй районного суда не учтено следующее.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьёй 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 5 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан).
На основании п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, под патентом понимается документ, подтверждающий в соответствии с указанным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Согласно п. 5 ст. 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан патент выдаётся иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учётом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продлённым на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днём периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
В соответствии с ч. 4 ст. 227.1 НК РФ, фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается налогоплательщиком по месту осуществления им деятельности на основании выданного патента до дня начала срока, на который выдается (продлевается), переоформляется патент.
Отсюда следует, что авансовый платеж при первоначальном получении патента должен быть уплачен до дня его выдачи, а последующие платежи для продления патента должны быть уплачены до дня окончания срока действия патента и только при таких обстоятельствах он считается продленным.
Согласно ч. 2 ст. 227.1 НК РФ, фиксированные авансовые платежи по налогу уплачиваются за период действия патента в размере сумма в месяц с учётом положений пункта 3 настоящей статьи, согласно которому названная сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда. Если региональный коэффициент на очередной календарный год законом субъекта РФ не определён, его значение принимается равным 1.
Размер фиксированных авансовых платежей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 19.10.2022 N 573 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2023 год" (зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2022 г. N 70731) установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 2, 270.
Как следует из материалов дела, гражданин адрес прибыл на адрес 14.05.2023 г. в порядке, не требующем получения визы, ему была выдана миграционная карта с установленным сроком пребывания до 11.08.2023 г. До истечения срока пребывания, а именно 13.06.2023 г. отделом внешней трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по адрес
на имя Абдугапирова А.К. был выдан патент на работу серии 77 N 2302694013.
Из ответа на судебный запрос начальника отдела внешней трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по адрес следует, что за патент, выданный на имя Абдугапирова А.К. 13.06.2023 г, были произведены авансовые платежи в сумме сумма каждый: 18.06.2023 г, 13.07.2023 г, 13.08.2023 г.
Таким образом, с учетом произведенных авансовых платежей, патент на работу серии 77 N 2302694013, выданный Абдугапирову А.К. 13.06.2023 г, являлся действующим до 13.09.2023 г.
Кроме того, судьей районного суда при рассмотрении дела не учтено то, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации продлевается, в том числе, если у него принято заявление о выдаче вида на жительство (п. 2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан).
На основании п. 1 ст. 8 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, получившему разрешение на временное проживание в целях получения образования, после завершения обучения в государственной образовательной или государственной научной организации по программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (п. 1.1 ст. 8 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 8 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации установлен перечень лиц, которым выдается вид на жительство без получения разрешения на временное проживание.
Заявление о выдаче вида на жительство может быть подано иностранным гражданином, указанным в пункте 1.1 статьи 8 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, в течение трех лет после завершения обучения без получения разрешения на временное проживание.
В соответствии с п. 3 статьи 8 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, вид на жительство выдается без ограничения срока действия, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым настоящего пункта. На адрес или территориях отдельных субъектов Российской Федерации вид на жительство при наличии технической возможности для его изготовления, определяемой федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдается в форме карты с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров двух пальцев рук этого человека, пригодных для его идентификации), а также для хранения персональных данных владельца - фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), паспортные данные, пола, гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Указанный документ может использоваться органами государственной власти для идентификации иностранного гражданина с помощью биометрических персональных данных в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Положение абзаца второго настоящего пункта не применяется при выдаче вида на жительство лицу без гражданства. Вид на жительство выдается лицу без гражданства сроком на 10 лет. Вид на жительство в форме карты с электронным носителем выдается сроком на 10 лет. Вид на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, указанным в подпункте 9 пункта 2 настоящей статьи, выдается на срок действия разрешения на работу, выданного указанному высококвалифицированному специалисту.
Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 4 статьи 8 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 статьи 8 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, заявление о выдаче вида на жительство подается не ранее чем через восемь месяцев первого года проживания в Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание и не позднее чем за четыре месяца до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Данное правило не распространяется на лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, фио 08.09.2023 г. обратился в установленном порядке с заявлением о выдаче ему вида на жительство, 13.09.2023 г. данное заявление было принято, что подтверждается справкой N 573 инспектора УМВД России по адрес, а также сведениями ГИСМУ.
Таким образом, с момента въезда 14.05.2023 г. фио находился на адрес на основании выданной ему миграционной карты с установленным сроком пребывания до 11.08.2023 г, в период с 13.06.2023 г. до 13.09.2023 г. имел оплаченный патент на осуществление трудовой деятельности, а 13.09.2023 г. фио обратился в установленном порядке с заявлением о выдаче ему вида на жительство, что свидетельствует о законности его нахождения на адрес в момент его выявления, и, следовательно, об отсутствии события вменённого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, связанного с нарушением режима пребывания на адрес.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Щербинского районного суда адрес от 22.11.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Абдугапирова Абдукапира Каримчоновича, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу защитника адвоката фио удовлетворить.
Постановление судьи Щербинского районного суда адрес от 22.11.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Абдугапирова Абдукабира Каримчоновича отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Т.Н. Журавлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что административное правонарушение, вменяемое иностранному гражданину, отсутствует, так как он находился на территории страны на законных основаниях, имея действующий патент и подавая заявление на получение вида на жительство. Постановление суда первой инстанции отменено, а производство по делу прекращено.