Судья Московского городского суда Павлов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО " ... " на решение судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 18 апреля 2023 года, которым постановлено:
"Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N... от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении ООО "... " оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N... от 14 декабря 2021 года ООО "... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа.
Решением судьи районного суда данное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением должностного лица, решением судьи, представитель Общества обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит об отмене судебного решения, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения; недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; нарушение правил подсудности при рассмотрении жалобы на постановление.
В судебное заседание Московского городского суда ООО "... " представителя не направило, о дате и времени его проведения уведомлялось надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований для отмены или изменения решения судьи не нахожу.
Согласно ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны Окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе являются: осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Из материалов настоящего дела следует и судьей районного суда установлено, что 13 октября 2021 года Б... городской прокуратурой Московской области с привлечением контролирующих органов, в том числе с участием специалистов Министерства экологии и природопользования Московской области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при проведении работ по формированию искусственного рельефа спортивно-горнолыжного комплекса "... ", расположенного по адресу:.., земельный участок с кадастровым номером...
По результатам проверки в деятельности ООО "... " выявлены нарушения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и установлено, что ООО "... " осуществляет прием и размещение строительных отходов, грунтов на земельном участке с кадастровым номером.., площадью 190 000 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования - для размещения объектов горнолыжной трассы (далее по тексту - земельный участок).
Земельный участок принадлежит на праве субаренды ООО "... " (договор от 01.11.2019 N...).
ООО "... " на земельном участке осуществляет деятельность на основании договора от 01.01.2008 на проведение работ по формированию искусственного рельефа горнолыжного комплекса "... ".
Указанный объект включен в Реестр объектов приема (переработки) ОССиГ, заключивших соглашения об информационном взаимодействии в подсистеме Электронный талон ОССиГ РГИС Московской области, согласно которому Общество вправе осуществлять деятельность по обращению с отходами V класса опасности при условии соблюдения действующего законодательства Российской Федерации.
В целях осуществления деятельности по обращению с отходами, а также для включения объекта в указанный Реестр Обществом представлено заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 22.12.2016 N 68-Э (срок действия заключения ? 5 лет) на проектную документацию "Формирование искусственного рельефа спортивно-горнолыжного комплекса "... " на земельном участке ООО "Спортивно-оздоровительный комплекс "... ", общей площадью 190 000 кв.м, по адресу:...
Согласно указанному выше заключению ООО "Ннестрон" предполагает осуществлять работы по формированию искусственного рельефа спортивно- горнолыжного комплекса "... ", которые включают в себя два этапа: рекультивация существующей свалки строительного мусора, подготовка основания для формирования склонов, формирование горнолыжных спусков (1 этап), формирование склонов полного развития и подошвы склонов, устройство детской альпийской горы. Благоустройство сформированных склонов полного развития и подошвы склонов (2 этап).
Согласно заключению государственной экологической экспертизы завезенные грунты должны располагаться на оборудованной площадке, классифицироваться по составу и крупности, затем раздельно складироваться во временные кавальеры, откуда перемещаются на склоны.
Вместе с тем, проверкой установлено, что проектные решения не выполняются, временные кавальеры не оборудованы, завозимые грунты не классифицируются по составу.
Отсыпка склонов предполагается осуществлять из привозного грунта требуемого качества в установленном объеме: строительные отходы 200, 2 тыс. м.куб. в 1 этапе, 723 тыс. м.куб. во 2 этапе, инертного грунта в объеме 12 тыс. м.куб. в 1 этапе, 31 м.куб. во 2 этапе, почвенно-растительный грунт в объеме 6, 23 тыс. м.куб. в 1 этапе, 20 тыс. м.куб. во 2 этапе.
Также установлено, что входной контроль за принимаемыми на объект отходами не осуществляется, состав и класс опасности отходов не определяется, ввиду чего на объект осуществляется завоз и размещение строительных отходов, не прошедших обработку, отходы железобетона (арматура), лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код ФККО N 83020001714), лома бетонных и железобетонных изделий при демонтаже строительных конструкций (код ФККО 82291111204).
Кроме того, установлено, что обработка и утилизация принимаемых отходов не осуществляется, отсутствуют технологические площадки для предварительной обработки принимаемых отходов.
Также установлено, что в нарушение проектных решений документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (стр. 13 заключения), на объекте не организована система сбора поверхностных сточных вод, локальные очистные сооружения.
Установлены факты складирования отходов в необорудованных местах (отходов металлолома, строительных отходов), специализированная площадка, необходимая для обращения с отходами не оборудована.
Таким образом, ООО "НЕСТРОН" допущены отступления от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, предварительная обработка отходов, принимаемых от сторонних организаций на объект не проводится, а фактически осуществляется размещение отходов.
Действия Общества квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "... " подтверждаются материалам по делу об административном правонарушении, в том числе:
Вина ООО "НЕСТРОН" в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- копией постановления и.о. заместителя Балашихинского городского прокурора от 21.10.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "... ";
- копией акта проверки Б... городской прокуратуры от 13.10.2021 ООО "... ";
- копией выписки из протокола заседания рабочей группы по созданию системы обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами на территории Московской области Министерства экологии и природопользования Московской области от 20 апреля 2020 года;
- копией ордера на право производства земляных работ на территории городского округа Б... Московской области N 051 от 28.04.2020, выданного администрацией городского округа Б... ;
- копией договора N... от 02.02.2016 аренды земельного участка с кадастровым номером... с приложениями;
- копией заключения государственной экологической экспертизы от 22.12.2016 Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО;
- копией приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО N 68-Э от 22.12.2016 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Формирование искусственного рельефа спортивно-горнолыжного комплекса "... " на земельном участке ООО "Спортивно-оздоровительный комплекс "... ", общей площадью 190 000 кв.м.;
- иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Общества в его совершении.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "... " состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, судом отклоняются, поскольку направлены на иную оценку исследованных судьей доказательств, в связи с чем их можно считать направленными на уклонение заявителя от административной ответственности за совершение административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, действия Общества по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ квалифицированы судом правильно.
Административное наказание назначено ООО "... " в пределах санкции
ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.
При вынесении административного наказания были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Правила подсудности при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N... от 14 декабря 2021 года, решение судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 18 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении ООО "... " оставить без изменения, жалобу представителя ООО "... " - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.В. Павлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что организация виновна в нарушении требований экологической экспертизы, что подтверждается результатами проверки и собранными доказательствами. Суд оставил без изменения решение о наложении административного штрафа, указав на наличие состава правонарушения и соблюдение процессуальных норм при рассмотрении дела. Жалоба представителя организации была отклонена как направленная на уклонение от ответственности.