N 16-2997/2024
Санкт-Петербург 3 июня 2024 года
Заместитель председателя Третьего кассационного суда общей юрисдикции Городков А.В, рассмотрев жалобу Гуенковой Е.И, действующей на основании доверенности в защиту прав и законных интересов Смекалова В.С, на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 21 сентября 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 30 октября 2023 года и решение судьи Мурманского областного суда от 20 февраля 2024 года в отношении должностного лица - капитана судна "данные изъяты" Смекалова Вадима Станиславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.37 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 21 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 30 октября 2023 года и решением судьи Мурманского областного суда от 20 февраля 2024 года капитан судна "данные изъяты" Смекалов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей без конфискации судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Смекалов В.С. признан виновным в нарушении правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Правонарушение совершено 21 июня 2023 года при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении должностного лица.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Смекалова В.С. - Гуенкова Е.И. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями. Не отрицая наличие в действиях подзащитного состава административного правонарушения и правильность его юридической оценки, высказывается о незаконности неуказания в постановлении должностного лица права на возможность уплаты административного штрафа в льготном порядке, в соответствии с положениями ч.1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ. Давая свою оценку положениям законодательных и нормативных актов, высказывается о том, что органы ФСБ могут быть отнесены к органам, осуществляющим государственный контроль. С решениями судов по доводам защиты - не согласна. Просит судебные акты и постановление должностного лица изменить, дополнив резолютивную часть постановления указанием на возможность применения положений ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ при исполнении административного наказания в виде административного штрафа.
Изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и судебные решения, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.
В силу ч.2 ст.8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Должностным лицом, с выводами которого согласились судебные инстанции, на основании совокупности исследованных и приведенных в постановлении доказательств обстоятельства административного правонарушения установлены правильно, действиям Смекалова В.С. дана верная правовая оценка по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, законность которой не оспаривается и в рассматриваемой жалобе.
В соответствии с положениями ч.1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
В постановлении старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 21 сентября 2023 года, вынесенном в отношении Смекалова В.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, отсутствует указание на возможность оплаты административного штрафа в порядке, предусмотренном положениями ст.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ.
Соответствующий довод защиты был предметом рассмотрения судей районного и областного судов и, с приведением в судебных актах убедительной мотивации, был обоснованно отвергнут.
Судами было обоснованно отмечено, что в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" N248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Для целей данного закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится деятельность органов федеральной службы безопасности (ст.1 Закона).
Кроме сказанного назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности определяет Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".
Согласно п. "м" ст.12 данного закона органы федеральной службы безопасности обязаны, в том числе, осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, в том числе меры по контролю за судами, осуществляющими рыболовство в отношении трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в открытом море, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов урегулированы Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". В соответствии с ч.2 ст.43.2 данного закона федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в части морских биоресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами указанного федерального органа исполнительной власти и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом директора ФСБ России от 25 марта 2023 года N140 был утвержден Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных (биологических) ресурсов в части морских биологических ресурсов, которым, в частности, предусмотрено проведение конкретных контрольных мероприятий при осуществлении государственного контроля. К таким контрольным мероприятиям относится осмотр судна; осмотр рыболовного участка, места добычи (вылова) водных биологических ресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биологических ресурсов, производства рыбной продукции, находящихся на территории указанного участка зданий, помещений и сооружений; контроль приемки, выгрузки или перегрузки уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной продукции в морском порту, месте доставки (выгрузки) или на другие суда.
Вместе с тем, как это видно из постановления должностного лица, содержания судебных актов и пояснений представителя административного органа, данных в ходе судебного разбирательства, вмененное Смекалову В.С. административное правонарушение было выявлено не в ходе мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора), а в результате поступившей в отдел режимно-контрольных мероприятий информации, полученной при проведении анализа данных о деятельности судна.
При таких обстоятельствах правовых оснований для указания в постановлении на возможность применения при оплате назначенного административного штрафа положений ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ у должностного лица не имелось.
Оснований сомневаться в законности данной судами оценки доказательствам по делу, решений по доводам защиты лица, привлекаемого к административной ответственности, из содержания судебных актов не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений законодательства, относящихся к рассматриваемой правовой ситуации, не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание Смекалову В.С. назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.37 КоАП РФ и сомнений в законности и обоснованности не вызывает.
При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица, с доводами, в том числе аналогичными приведенным в рассматриваемой жалобе, судами дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решениях дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Смекалова В.С. к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.
Исходя из содержания судебных актов и постановления должностного лица, оснований ставить под сомнение выводы судов о наличии в действиях Смекалова В.С. состава административного правонарушения и правильность его юридической оценки, данной в постановлении, - не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отдела режимно-контрольных мероприятий Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 21 сентября 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 30 октября 2023 года и решение судьи Мурманского областного суда от 20 февраля 2024 года в отношении должностного лица - капитана судна "данные изъяты" Смекалова Вадима Станиславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу его защитника Гуенковой Е.И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции А.В. Городков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения капитана судна к административной ответственности за нарушение правил рыболовства, установив, что правонарушение было выявлено не в ходе государственного контроля, а на основании анализа данных о деятельности судна. Жалоба защитника о необходимости указания на возможность льготной уплаты штрафа была отклонена, так как оснований для этого не имелось.