Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 августа 2023 года (N 2а-4830/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года по административному исковому заявлению Лановенко Н.Ф. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лановенко Н.Ф. обратился с административным иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 60 000 рублей. В обоснование указал, что с 25 августа 2017 года по 26 декабря 2018 года отбывал лишение свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, где условия его содержания не соответствовали требованиям законодательства (по прибытии не выдан гигиенический набор, низкая температура в карантинном отделении, отсутствовало горячее водоснабжение).
Административным соответчиком по делу привлечена ФСИН России, заинтересованным лицом - УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года, административное исковое заявление Лановенко Н.Ф. удовлетворено частично. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Лановенко Н.Ф. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000 рублей. В удовлетворении административных исковых требований Лановенко Н.Ф. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 9 апреля 2024 года, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Лановенко Н.Ф. с 25 августа 2017 года по 23 декабря 2018 года отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми (с 25 февраля по 23 марта 2018 года убывал в ФКЛПУ Б-18 УФСНП России по Республике Коми). По прибытии в ИК-1 содержался в карантинном отделении, с 29 августа 2017 года - в отряде N 3 (общежитии N 4).
Установив, что в период содержания Лановенко Н.Ф. допускались нарушения условий содержания, в частности: ненадлежащее обеспечение его индивидуальными средствами гигиены, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 2 000 рублей.
В остальной части требований административного истца суд не усмотрел оснований для их удовлетворения ввиду неустановления нарушения прав.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положений Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", и соответствуют обстоятельствам дела.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Лановенко Н.Ф. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 2 000 рублей, суды первой и апелляционной инстанции приняли во внимание характер допущенных нарушений по настоящему делу, их продолжительность, отсутствие доказательств негативных последствий для административного истца в результате указанных нарушений, меры, предпринимаемые исправительным учреждением в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судами компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.