Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 октября 2023 года (N 2а-8906/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 февраля 2024 года по административному иску Степанова Р.Г. об оспаривании связанных с условиями содержания в следственном изоляторе и исправительном учреждении действий (бездействия), присуждении компенсации.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Степанов Р.Г. обратился с административным иском к УФСИН России по Республике Коми об оспаривании связанных с условиями содержания в следственном изоляторе и исправительном учреждении действий (бездействия), присуждении компенсации в размере 30 000 рублей.
В обоснование указал, что с декабря 2019 года в периоды содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и отбывания лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми он ненадлежащим образом обеспечивался питанием, положенным в связи с имеющимися заболеваниями.
Административными соответчиками по делу привлечены ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 февраля 2024 года, административное исковое заявление Степанова Р.Г. удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выразившиеся в необеспечении надлежащих условий содержания Степанова Р.Г. в исправительных учреждениях. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Степанова Р.Г. компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 4000 рублей. В удовлетворении требований к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащих условий содержания в исправительном учреждении, к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о присуждении денежной компенсации отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 февраля 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 5 апреля 2024 года, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене или изменении судебных актов, настаивая отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения административных исковых требований, завышенном размере взысканной судом компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Степанов Р.Г. содержался с 31 декабря 2019 года по 11 февраля 2020 года в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми; с 11 по 25 февраля 2020 года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми; с 26 февраля 2020 года по 17 марта 2021 года в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми; с 17 марта 2021 года по настоящее время в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми (убывал в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми с 15 но 30 ноября 2021 года и с 15 июня по 17 июля 2023 года).
По информации ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России административный истец имеет заболевания " "данные изъяты"".
Оказание медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, а также осужденным, содержащимся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях на территории Республики Коми, осуществляется ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России (его филиалами).
Установив, что в период содержания ФИО1 в указанных исправительных учреждениях допускались нарушения условий содержания, выразившиеся в ненадлежащей организации питания положенного административному истцу в связи с заболеванием, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления и взыскании в пользу административного истца компенсации в размере 4 000 рублей.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", приказа Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", и соответствуют обстоятельствам дела.
Оснований полагать размер определенной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводам кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд судами была дана надлежащая оценка как несостоятельным, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 9 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 февраля 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.