Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Ранио Е.К. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 сентября 2023 года (N 2а-3121/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 10 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Ранио Е.К. к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным решения от 21 декабря 2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ранио Е.К. обратилась в суд с административным иском к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", администрации городского округа "Город Калининград" о признании незаконным решения от 21 декабря 2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, указав в обоснование, что 1 декабря 2022 года обратилась в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" с заявлением N 2-7955-Н о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гараж N расположенного в гаражном обществе "Луч" по "адрес". Право собственности на указанный гараж возникло у нее с 3 июня 2008 года в связи с приобретением данного гаража у ФИО5 в соответствии с разрешением председателя Ленинградского районного отделения ВОА N 8120 от 3 июня 2008 года. С данным заявлением был подан необходимый комплект документов, а именно: разрешение председателя Ленинградского районного отделения ВОА N 8120 от 3 июня 2008 года, карточка владельца гаража N лит. "А", схема расположения земельного участка под гаражом N технический план здания, технический паспорт, CD-диски с технической документацией. 29 декабря 2022 года был получен ответ Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" N и-КМИ-09/30654 от 21 декабря 2022 года. Считает данный ответ незаконным, необоснованным и нарушающим ее права и законные интересы. Гараж был возведен в гаражном обществе "Луч" по "адрес" в "адрес" на специально отведенном под данную застройку земельном участке в 1974 году в соответствии со всеми действующими регламентами и нормами того времени, после его постройки гараж был введен в эксплуатацию с постановкой его на учет с последующим использованием по целевому назначению с того времени по сегодняшний день.
Кроме того, у нее на данный гараж с инвентарным номером N имеется технический паспорт, выданный 3 декабря 2018 года "Российским государственным центром инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации" АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Калининградский филиал, в котором отражены все существенные характеристики данного гаража с указанием даты его возведения. Таким образом, настоящий гараж не является самовольной постройкой возведенной без соответствующего разрешения. Земельный участок, на котором расположен гараж, находился в ведении ГО "ЛУЧ", N, которое занималось административным управлением гаражного общества, организация была исключена из ЕГРЮЛ 30 июля 2007 года. Она не имеет возможности получить на руки дополнительные справки и выписки для их последующего предоставления, чем незаконно и воспользовался Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа " "адрес"", отказав в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гараж N, расположенном в гаражном обществе "Луч" по "адрес" в "адрес". Незаконные действия административного ответчика нарушают ее права, ограничивают в использовании гаража по своему прямому назначению, продаже, обслуживании, что позволяет административному ответчику распорядится спорным земельным участком с имуществом на нем по своему усмотрению. Как следует из имеющихся у нее оригиналов документов, гараж был построен в 1974 году, до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации. Земельный участок, на котором возведен спорный гараж, расположен на территории гаражного общества "Луч" по "адрес", что находится в пределах границ земельного участка, который был предоставлен ГО "Луч" для строительства гаражей, с момента постройки гаража в 1974 году, с 3 июня 2008 года и по настоящее время она беспрепятственно владеет и пользуется гаражом по своему прямому назначению.
Просила с учетом уточненных требований признать незаконным решение Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" N и-КМИ-09/30654 от 21 декабря 2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка под принадлежащим ей гаражом, возложить на Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" обязанность повторно рассмотреть ее заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка, применительно к положениям Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 20 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 10 января 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления Ранио Е.К. отказано.
В кассационной жалобе на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 10 января 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 9 апреля 2024 года, Ранио Е.К. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Ранио Е.К. является владельцем гаража N с 10 мая 2006 года, что подтверждается сведениями государственного технического учета.
Согласно карточке учета строений и сооружений гараж N. расположен по адресу: "адрес", гаражное общество "Луч", кирпичный 1975 года постройки.
Из справки ППК "Роскадастр" следует, что гараж по адресу: "адрес", гаражное общество "Луч", N на праве собственности не учтен, числится за Ранио Е.К. на основании разрешения N 8120 от 3 июня 2008 года (ВОА Ленинградского района).
3 декабря 2018 года АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" составлен технический паспорт на данный гараж инвентарный N, в котором отражены его основные характеристики и год постройки - 1974 г.
1 декабря 2022 года Ранио Е.К. обратилась в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" с заявлением N-Н о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной или муниципальной собственности с кадастровым (условным) номером N, под гараж N, лит. "А" в гаражном обществе "Луч" по "адрес".
К названному заявлению административным истцом приложены: разрешение председателя Ленинградского районного отделения ВОА N от 3 июня 2008 года, карточка владельца гаража N схема расположения земельного участка под гаражом N N технический план здания на 26 л, технический паспорт, CD-диски с технической документацией.
Ответом на указанное выше обращение Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" от 21 декабря 2022 года N и-КМИ-09/30654 отказал Ранио Е.К. в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гараж N, в гаражном обществе "Луч" на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не соблюдены требования пункта 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не предоставлены документы, подтверждающие предоставление или иное выделение земельного участка гаражному кооперативу для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, установив факт отсутствия доказательств, подтверждающих предоставление или иное выделение административному истцу земельного участка для размещения гаража либо возникновение у нее права на использование такого земельного участка, пришел к выводу о правомерности принятого Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка под гараж, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Однако выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права и неполном выяснении фактических обстоятельств.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176). Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства. Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации", если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе, с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя (пункт 5 статьи 3.7).
В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:
-заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;
-документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются: документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям; решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) указанного земельного участка либо иной документ, устанавливающий такое распределение, и (или) документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий выплату таким гражданином пая (паевого взноса), в том числе без указания на то, что выплата такого пая (паевого взноса) является полной, и (или) подтверждающий факт осуществления строительства гаража данным кооперативом или указанным гражданином; схема расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок); документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя); выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель (пункт 6 статьи 3.7).
В случае отсутствия у гражданина одного из документов, указанных в абзаце втором или третьем настоящего пункта, вместо данного документа к заявлению могут быть приложены один или несколько документов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 5 настоящей статьи.
Отказывая Ранио Е.К. в удовлетворении административного иска, суды указали на отсутствие доказательств предоставления необходимых документов при обращении в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка под гараж N в гаражном обществе "Луч" по "адрес" в "адрес".
Вместе с тем, Ранио Е.К. при обращении административному ответчику были представлены документы о том, что она является владельцем гаража N с 10 мая 2006 года, что подтверждается сведениями государственного технического учета, карточка учета строений и сооружений на гараж N, расположенный по адресу: "адрес", гаражное общество "Луч", кирпичный 1975 года постройки.
В ходе рассмотрения дела Ранио Е.К. настаивала на том, что имеет право на предоставление земельного участка под гараж, поскольку предоставила предусмотренный абзацем 4 пункта 5 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года.
Суды представленным Ранио Е.К. документам технического учета гаража никакой оценки не дали.
Кроме того, без проверки остались доводы Ранио Е.К. о нахождении гаража на земельном участке, отведенном под данную застройку в 1974 году гаражному обществу "Луч", не существующему в настоящее время, что дает ей право на предоставление земельного участка под гараж. Суды административному ответчику представить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти обстоятельства, не предложили и самостоятельно не истребовали, в то время как Ранио Е.К. соответствующими документами не располагает.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 10 января 2024 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Калининграда.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.