Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 октября 2023 года (N 2а-1331/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 февраля 2024 года по административному исковому заявлению Гетманцева А.В. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гегманцев А.В. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-24 У ФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания, выразившихся в ненадлежащем оказании медицинской помощи, и взыскании денежной компенсации в размере 300 000 рублей. В обоснование заявленных требований указывал, что, отбывая наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, с конца 2019 года у него стали обнаруживаться приступы удушья по ночам. По прибытию в ФКУ ИК- 31 УФСИН России по Республике Коми в апреле 2020 года Гетманцев А.В. неоднократно обращался за медицинской помощью и направлением для проведения обследования в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, между тем, указанные просьбы не были удовлетворены администрацией исправительного учреждения, надлежащая медицинская помощь оказана не была. На основании изложенного, административный истец просил взыскать с административного ответчика денежную компенсацию.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 2 марта 2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 февраля 2024 года, признаны незаконными действия (бездействие) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выразившиеся в ненадлежащем оказании медицинской помощи Гетманцеву А.В. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Гетманцева А.В. взыскана денежная компенсация за ненадлежащее оказание медицинской помощи в размере 15 000 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Гетманцева А.В. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, присуждении компенсации за ненадлежащее оказание медицинской помощи отказано.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 февраля 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 8 апреля 2024 года, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, ненадлежащей оценке доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Гетманцев А.В, осужденный к лишению свободы, для отбывания уголовной меры наказания прибыл в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми 2 сентября 2019 года, откуда 19 марта 2020 года убыл в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, откуда убыл в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где отбывал наказание по 3 января 2023 года.
В период содержания в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Гетманцев А.В. с 03 июня по 15 июля 2022 года находился в ФКЛПУ Б-18 ФСИН России по Республике Коми, а в период с 29 октября по 25 ноября 2022 года - в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
При содержании в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми и в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми наблюдался в медицинских частях ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, дислоцирующихся в каждом из исправительных учреждений.
В целях определения наличия у административного истца заболеваний, соответствия медицинской помощи стандартам ее оказания и ее своевременности, а также для установления недостатков в оказании медицинской помощи и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями, определением суда первой инстанции от 29 марта 2023 года назначена судебно-медицинская экспертиза.
Согласно выводам комиссионной судебно-медицинской экспертизы N-П, проведенной на основании данных представленной медицинской документации, в период с конца 2019 года по 19 января 2023 года Гетманцев А.В. неоднократно обращался за медицинской помощью с жалобами "данные изъяты".
Одновременно экспертами отмечено, что в период с декабря 2021 года в связи с "данные изъяты" показаний для лечения в экстренной и неотложной форме не выявлено. Пациент нуждался в оказании медицинской помощи в плановой форме. Базисная терапия "данные изъяты" назначена пациенту в соответствии с современными "Клиническими рекомендациями" и "Стандартом... ".
Экспертной комиссией установлено, что "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядка оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", оценив представленные по делу доказательства в совокупности с заключением судебно-медицинской экспертизы, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для присуждения Гетманцеву А.В. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с декабря 2021 года по день подачи иска (16 января 2023 года).
При этом принимая во внимание обстоятельства дела, характер и продолжительность нарушения, степень нравственных страданий истца, отсутствие на момент рассмотрения дела объективных данных об ухудшении состояния здоровья административного истца вследствие установленных в ходе судебного разбирательства дефектов оказания медицинской помощи, руководствуясь принципами разумности и справедливости, судом первой инстанции определена сумма компенсации в размере 15 000 рублей, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Гетманцева А.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Довод кассационной жалобы о необходимости рассмотрения дела в порядке гражданского процессуального законодательства был предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, получил надлежащую правовую оценку, как несостоятельный.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, МСЧ-11 ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 16 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 8 февраля 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.