Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023 года (N 2а-382/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024 года по административному исковому заявлению Альшаникова В.Б. к ФКУ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, присуждении компенсации за ненадлежащее оказание медицинской помощи.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Альшаников В.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России - медицинской части N 15 ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за оказание ненадлежащей медицинской помощи по имеющимся у него хроническим заболеваниям "данные изъяты" в размере 750 000 рублей. В обоснование указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми с сентября 2016 года, неоднократно обращался к сотрудникам МЧ-15 ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми за оказанием медицинской помощи в связи с наличием ряда хронических заболеваний. Ранее по этим причинам был вынужден обратиться с исковым заявлением в Сыктывкарский городской суд республики Коми, решением которого от 17 января 2022 года по административному делу N 2а-287/2022 взыскана в его пользу денежная компенсация в размере 36 000 рублей за ненадлежащее оказание медицинских услуг. После вынесения указанного решения ситуация по оказанию медицинской помощи не изменилась.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФСИН России.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024 года, признаны незаконными действия (бездействие) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выразившиеся в ненадлежащем оказании медицинской помощи Альшаникову В.Б. Взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Альшаникова В.Б. денежная компенсация за ненадлежащее оказание медицинской помощи в размере 15 000 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Альшаникова В.Б. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России отказано.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 5 апреля 2024 года, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии нарушений прав административного истца, влекущих взыскание компенсации, ненадлежащей оценке доказательств, завышенном размере взысканной судом компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Альшаников В.Б. с 16 сентября 2016 года отбывает наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России Республике Коми, находится под наблюдением филиала МЧ-15 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
18 августа 2021 года Альшаников В.Б. обращался в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 750000 рублей, ссылаясь на оказание ненадлежащей медицинской помощи с октября 2016 г. по заболеваниям " "данные изъяты"
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 января 2022 года взыскана с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Альшаников В.Б. компенсация в размере 36000 рублей. Требования Альшаников В.Б. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми (дело N 33а-2340/2022) от 11 апреля 2022 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 января 2022 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Альшаников В.Б, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
По настоящему делу в целях определения имеющихся заболеваний, своевременности их диагностирования и надлежащего (ненадлежащего) оказания медицинской помощи Альшаникову В.Б. в период с августа 2021 года в связи с имеющимися у него заболеваниями, а также для установления недостатков в оказании медицинской помощи судом первой инстанции назначена судебно-медицинская экспертиза.
Из экспертного заключения от июля 2023 года N-П, проведенной ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы", следует, что "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядка организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 285, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установив, что в период содержания в учреждениях УФСИН России по Республике Коми Альшаникова В.Б. по имеющемуся у него хроническому заболеванию ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России медицинская помощь оказана с нарушением действующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи, пришел к выводу о наличии оснований для присуждения Альшаникову В.Б. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
При этом принимая во внимание обстоятельства дела, характер, степень и продолжительность нарушения прав истца, индивидуальные особенности (возраст, состояние здоровья), руководствуясь принципами разумности и справедливости, судом первой инстанции определена сумма компенсации в размере 15 000 рублей, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Альшаникова В.Б. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 1 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.