Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области на решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 сентября 2023 года (N 2а-755/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 14 февраля 2024 года по административному иску Смазнова А.А. о возложении на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области обязанности принять решение о переводе в другое исправительное учреждение, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Смазнов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН Росси, директору ФСИН России Гостеву А.А. о возложении на УФСИН России по Мурманской области обязанности принять решение о переводе в другое исправительное учреждение, взыскании компенсации морального вреда в размере 84 350 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что Смазнов А.А, осужденный приговором Мурманского областного суда от 6 августа 2013 года, направлен для отбытия наказания в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области. В целях перевода для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное по месту жительства его матери Смазновой Л.И. в Курской области, административный истец обратился в адрес ФСИН России с соответствующим заявлением от 5 мая 2023 года. По итогам рассмотрения данного заявления принято решение об отказе в его удовлетворении, оформленное письмом от 7 июня 2023 года N ОГ-12-37310, в котором указано на отсутствие сведений, подтверждающих родство и место проживания, а также на временное приостановление переводов осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения Курской области. Ссылаясь на нарушение права на общение с родственниками и поддержание социально-полезных связей, причинение нравственных страданий, оспаривал данное решение.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Мурманской области и первый заместитель начальника УИПСУ ФСИН России Лещев В.И, в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области.
Решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 сентября 2023 года административное исковое заявление Смазнова А.А. удовлетворено частично. Решение Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ N ОГ-12-37310 признано незаконным, на Федеральную службу исполнения наказаний возложена обязанность повторно рассмотреть в установленном законом порядке заявление Смазнова А.А. от 5 мая 2023 года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 14 февраля 2024 года решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 сентября 2023 года отменено в части отказа в удовлетворении требований Смазнова А.А. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, принято в указанной части новое решение. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Смазнова А.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 рублей. В остальной части решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 сентября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 14 февраля 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 17 апреля 2024 года, ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области ставят вопрос об отмене судебных актов, настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, приговором Мурманского областного суда от 6 августа 2013 года Смазнов А.А. осужден по части 5 статьи 228.1, части 3 статьи 30, пункту "г" части 4 статьи 228.1, части 3 статьи 69 УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, для отбывания наказания направлен в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Мурманской области.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям у Смазнова А.А. имеются родственники: мать - ФИО7, сын - ФИО8
Смазнов А.А. обратился в ФСИН России с заявлением от 5 мая 2023 года, в котором просил рассмотреть вопрос о его переводе в иное исправительное учреждение, расположенное по месту жительства его матери: "адрес".
К данному обращению заявителем приложена копия паспорта ФИО7, согласно которому последняя с 8 августа 2017 года зарегистрирована по вышеуказанному адресу, справка по личному делу, в которой отражено, что матерью осужденного является ФИО7, проживающая по адресу: "адрес", а также копии финансово-лицевого счета на имя ФИО7, собственника "адрес" в "адрес", справки МСЭ ФКУ "ГБ МСЭ по Курской области" от 15 декабря 2022 года об установлении ФИО7 инвалидности и свидетельства о рождении ФИО3, из которых следует, что ФИО7 является его матерью.
Из ответа заместителя начальника УИПСУ ФСИН России от 7 июня 2023 года N ОГ-12-37310 следует, что Смазнову А.А. отказано в удовлетворении заявления с указанием на не представление сведений, подтверждающих родство и место проживания лиц, поименованных в обращении, а также в связи с тем, что перевод осужденных в исправительные учреждения Курской области временно приостановлен.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение от 7 июня 2023 года не содержит конкретных причин отказа в его переводе в иное исправительное учреждение, административным ответчиком не проведена надлежащая оценка представленных Смазновым А.А. документов и материалов, имеющихся в личном деле административного истца, на предмет родственных связей, места проживания близких родственников и степени сохранения социально-полезных связей с ними, а также не установлены исправительные учреждения, находящиеся ближе к месту проживания родственников Смазнова А.А, в которые он мог быть объективно переведен, с учетом Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года N 757, на основании которого временно приостановлен перевод осужденных в исправительные учреждения Курской области.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого судебного акта, с указанными выводами согласился. Вместе с тем, пришел к выводу, что в настоящем случае имело место нарушение прав Смазнова А.А. на уважение семейной жизни, в поддержании связи с близкими родственниками, нарушен принцип уравнивания прав по сравнению с другими осужденными с аналогичными условиями содержания, в связи с чем в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Взыскивая компенсацию в размере 5 000 рублей, суд апелляционной инстанции принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений статей 73, 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих, у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", и соответствуют обстоятельствам дела.
Выводы судебных инстанций являются верными, в неотмененной части решения суда и в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 сентября 2023 года в неотмененной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 14 февраля 2024 года части, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области - без удовлетворения.
Решение Оленегорского городского суда Мурманской области от 28 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 14 февраля 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 3 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.