Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Чуфистова И.В, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации МО "Урдомское" на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 27 ноября 2023 года (N 2а-348/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 6 марта 2024 года по административному исковому заявлению ПАО "Россети Северо-Запад" о признании недействующим пункта 6.5 постановления администрации МО "Урдомское" от 30 июня 2022 года N 66 "Об установлении публичного сервитута".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения представителя ПАО "Россети Северо-Запад" Рудаковой О.А, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации городского поселения "Урдомское" Ленского муниципального района Архангельской области от 30 июня 2022 года N 66 "Об установлении публичного сервитута" в целях эксплуатации принадлежащего публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" инженерного сооружения ВЛ-10кВ "КС-13-4" от ПС 220/110/35/1 ОкВ "Урдома" в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и на части 24 земельных участков установлен публичный сервитут общей площадью 18 589 кв.м. в границах, определенных прилагаемой схемой, сроком на 49 лет.
Пункт 6.5 постановления администрации городского поселения "Урдомское" Ленского муниципального района Архангельской области от 30 июня 2022 года N 66 "Об установлении публичного сервитута" предусматривает, что публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" по согласованию с администрацией муниципального образования "Урдомское" обеспечивает на опорах объекта безвозмездное размещение (установку, эксплуатацию) сетей уличного освещения (светильников, кабеля, иного оборудования), являющихся собственностью муниципального образования "Урдомское", осуществляет покос травы, вырубку и опиловку деревьев и кустарников.
Текст документа опубликован на официальном сайте городского поселения "Урдомское" Ленского муниципального района Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ПАО "Россети Северо-Запад" (далее по тексту - также Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просило признать недействующим пункт 6.5 постановления администрации муниципального образования "Урдомское" от 30 июня 2022 года N 66 "Об установлении публичного сервитута".
В обоснование административного иска указало на противоречие приведенной нормы положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 40-42, 39.37-39.38, 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Полагало, что оспариваемая норма в отсутствие к тому правовых оснований возлагает на Общество дополнительные обязанности по содержанию и благоустройству территории, прилегающей к объекту электросетевого хозяйства, что противоречит существу публичного сервитута.
Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 27 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 6 марта 2024 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 27 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 6 марта 2024 года, поступившей в суд первой инстанции 12 апреля 2024 года, администрация МО "Урдомское" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно статье 11 закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года N 258-внеоч.-03 "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" муниципальное образование "Урдомское" наделено статусом городского поселения в составе Ленского муниципального района Архангельской области.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" введена в действие глава V.7 (статьи 39.37-39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута как права ограниченного пользования чужим земельным участком в целях, определенных статьей 39.37 названного кодекса.
Так, в силу положений подпункта 8 пункта 4 статьи 23, подпункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты необходимы для организации электроснабжения населения.
Исходя из положений подпункта 4 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в указанном случае публичный сервитут устанавливается решениями органов местного самоуправления городского поселения.
Судом первой инстанции установлено, что процедура принятия нормативного правового акта нарушена не была.
Из положений пунктов 3, 4 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления, осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 названного кодекса.
Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (пункт 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что публичный сервитут в отношении указанных в оспариваемом постановлении земель и земельных участков установлен при наличии к тому правомерного повода на основании соответствующего ходатайства заинтересованного в его установлении лица.
Публичный сервитут установлен сроком на 49 лет в отношении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию "Урдомское", и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе, переданных в аренду гражданам и юридическим лицам; земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают возложение на обладателя публичного сервитута обязанностей по содержанию земельных участков, правообладатели которых в силу прямого указания пункта 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации не лишены прав владения, пользования и (или) распоряжения обремененным публичным сервитутом земельным участком.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что установление публичного сервитута в отношении земельных участков не является основанием для возложения на обладателя публичного сервитута обязанностей по их содержанию, в том числе покосу травы, вырубке и опиловке деревьев и кустарников, как и по безвозмездному размещению на расположенных на этих земельных участках инженерных сооружениях обладателя публичного сервитута муниципальных сетей уличного освещения, в связи с чем пришел к выводу о противоречии пункта 6.5 постановления администрации городского поселения "Урдомское" Ленского муниципального района Архангельской области от 30 июня 2022 года N 66 "Об установлении публичного сервитута" федеральному законодательству.
Кроме того, суд указал, что Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 (далее по тексту - также Правила), определены порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
В силу пункта 21 Правил для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Соответственно, осуществление мероприятий по вырубке и опиловке деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубке деревьев, угрожающих падением, в охранных зонах возложено на сетевую организацию соответствующим нормативным правовым актом и не требует дополнительного указания в решении об установлении публичного сервитута. Более того, проведение указанных в Правилах мероприятий, направленных на обеспечение безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, не поставлено в зависимость от факта их согласования с органом местного самоуправления.
Обязанность по содержанию и надлежащему уходу за естественными насаждениями на землях запаса, зелеными насаждениями общего пользования в соответствии с утвержденными решением совета депутатов муниципального образования "Урдомское" от 10 ноября 2017 года N 30-А Правилами благоустройства территории муниципального образования "Урдомское" выполняет администрация муниципального образования "Урдомское", а за объектами зеленого хозяйства на территориях жилой застройки - собственники помещений, организации уполномоченные обслуживать жилищный фонд.
Содержание устройств наружного освещения подъездов жилых домов, отведенной территории, номерных знаков домов и указателей улиц, а также систем архитектурно-художественной подсветки; исправное техническое состояние и эксплуатацию сетей уличного и наружного освещения; вывоз сбитых, а также демонтируемых опор освещения незамедлительно обеспечивается непосредственно владельцами сетей уличного и наружного освещения, к числу которых публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (в отношении сетей уличного освещения, являющихся собственностью муниципального образования "Урдомское") не отнесено.
В соответствии с требованиями пунктов 2.4.2, 2.4.51 раздела 2 "Передача электроэнергии" Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года N 187, осветительные приборы и иное обеспечивающее их работу оборудование не являются частью воздушной линии электропередачи, но могут быть размещены, в числе прочих объектов, на специально предназначенных для освещения опорах в порядке, определенном главой 6.3 "Наружное освещение" названных Правил.
Общество, являясь собственником опор линий электропередачи, вправе в рамках предоставленных ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, по своему усмотрению, разрешить третьим лицам размещение какого-либо дополнительного оборудования за определенную плату, на основании заключенного между сторонами соответствующего договора (статьи 421, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Возложение на сетевую организацию обязанности обеспечить на опорах объекта безвозмездное размещение (установку, эксплуатацию) сетей уличного освещения (светильников, кабеля, иного оборудования), являющихся собственностью муниципального образования "Урдомское", законом не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление публичного сервитута в отношении земельных участков само по себе не возлагает на обладателя публичного сервитута дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей, в том числе по покосу травы, вырубке и опиловке деревьев и кустарников, безвозмездному размещению на расположенных на земельных участках инженерных сооружениях сетевой организации муниципальных, то есть принадлежащих иному лицу, сетей уличного освещения, в связи с чем признал пункт 6.5 постановления администрации городского поселения "Урдомское" Ленского муниципального района Архангельской области от 30 июня 2022 года N 66 "Об установлении публичного сервитута" недействующим.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 27 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 6 марта 2024 года без изменения, кассационную жалобу администрации МО "Урдомское" - без удовлетворения.
Решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 27 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 6 марта 2024 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 3 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.