Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело(N2а-10943/2023) по кассационной жалобе ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024г. (N33а-534/2024) по административному иску администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обратилась в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП СОСП по Республике Коми Стрекаловой А.В, Главному межрегиональному (специализированному) управлению ФССП СОСП по Республике Коми об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава- исполнителя N "данные изъяты" от 09 июня 2022г. в рамках исполнительного производства N-ИП, на одну четверть.
В обоснование указано, что решение суда фактически исполнено, проект соглашения об изъятии недвижимого имущества направлен взыскателю.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г. административное исковое заявление администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" удовлетворено.
Снижен размер исполнительского сбора, взысканного с администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В. от 09 июня 2022г. по исполнительному производству N-ИП, на одну четверть, то есть до 37500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ведущий судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми по делу N 2-7654/2021 от 30 ноября 2021г. на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность осуществить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный "адрес", а также по изъятию жилого помещения N, принадлежащего ФИО1, с целью дальнейшего предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение в порядке, предусмотренном статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 12 мая 2022г. возбуждено исполнительное производство N-ИП, которым должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 09 июня 2022г. с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Также установлено, что 22 марта 2022г. администрацией муниципального образования городского округа "Сыктывкар" принято постановление, которым определено изъять для муниципальных нужд муниципального образования путём выкупа земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 916 кв.м, находящийся в общей долевой собственности собственников жилых помещений, расположенный под многоквартирным (аварийным) домом по адресу: "адрес".
Пунктом 2 указанного постановления определено изъять путём выкупа жилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес".
14 октября 2022г. исполнительное производство N- ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание предмет исполнения по исполнительному производству, особенности процедуры выполнения действий, являющихся предметом исполнительного производства, что предусматривает значительные временные затраты, статус административного истца как публичного образования, на которое возложено исполнение различных обязанностей органа местного самоуправления и, принимая во внимание также обстоятельства, при которых исполнительный документ фактически исполнен, пришел к выводу о возможности снижения размера взысканного исполнительского сбора до 37500 рублей.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми".
Выводы судов соответствуют и разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
Вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом- исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
С учётом характера предмета исполнительного производства, особенностей формирования бюджета в соотношении с датой вступления в законную силу решения суда, на основании которого выдан исполнительный документ, принимая во внимание обстоятельства, при которых исполнительное производство окончено фактическим исполнением, доводы об отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора не основаны на материалах дела и являются несостоятельными.
Исходя из степени вины должника и других заслуживающих внимание обстоятельств, с учетом приведенного правового регулирования, снижение размера исполнительского сбора в данном случае является обоснованным и правомерным.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024г. оставить без изменения, кассационную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.