Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-10367/2023) по кассационной жалобе ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024г. (N33а-532/2024) по административному иску администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Специализированному отделению судебных приставов по Республике Коми Главного Межрегионального Специализированного Управления ФССП России (далее - СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России), ведущему судебному приставу исполнителю СОСП по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству N-ИП.
В обоснование указано, что у администрации отсутствовала реальная возможность исполнить решение суда в сроки, установленные материалами исполнительного производства, поскольку предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в бюджет муниципального образования городского округа "Сыктывкар", которых выделяют в недостаточном объеме. Также указала, что для исполнения решения суда о возложении обязанности предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, необходимо осуществить ряд последовательных действий, которые предусматривают существенные временные затраты.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г. административное исковое заявление удовлетворено, администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" освобождена от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления ведущего судебного пристава МОСП по ИОВИП Стрекаловой А.В. от 06 июня 2023г. в рамках исполнительного производства N-ИП в размере 50 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ведущий судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 декабря 2022г, вступившим в законную силу 06 февраля 2023г. по гражданскому делу N, на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить ФИО5 жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах муниципального образования городской округа "Сыктывкар".
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя от 25 мая 2023г. возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении должника администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар". Должнику предложено исполнить вышеуказанное решение суда в течение 5 дней со дня получения постановления.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 06 июня 2023г. с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции учел, что решением суда на администрацию возложена обязанность предоставить ФИО5 жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах названного муниципального образования.
Указанная обязанность обусловлена наличием у ФИО5 права на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно указанному Закону гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон N 44-ФЗ).
Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых муниципальному образования городского округа "Сыктывкар" на формирование специализированного жилищного фонда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми".
Выводы судов соответствуют и разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
Из приведенных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Принимая во внимание Методику расчета субвенций (введена Законом Республики Коми от 28 декабря 2015г. N 140-РЗ), сопоставив дату вступления решения в законную силу, дату предъявления исполнительного листа к исполнению, с датой заключенного между администрацией и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми соглашения о предоставлении бюджету муниципального образования городского округа "Сыктывкар" субвенций из республиканского бюджета Республики Коми для обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на 2023 год и плановый период 2024 - 2025гг, суды сделали правильный вывод о том, что у администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" отсутствовала объективная возможность исполнить решение суда за счет субвенций, выделенных на указанные цели в 2023 году, в установленный в постановлении ведущего судебного пристава-исполнителя от 25 мая 2023г. о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок.
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ и предполагает следование процедурам, установленным данным законом, что также исключало возможность в рассматриваемой ситуации исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе в 5-дневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, отсутствие у должника реальной возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок при принятии всех возможных мер для его исполнения, освобождение администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от уплаты исполнительского сбора является правомерным.
Применение к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора не отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024г. оставить без изменения, кассационную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 22 января 2024г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.