Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-4576/2023) по кассационной жалобе Касканделовой "данные изъяты" на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 июля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 5 октября 2023г. (N33а-3391/2023) по административному иску Касканделовой А.С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решений об утверждении схем расположения земельных участков.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Касканделова А.С. обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решений об отказе в утверждении схем расположения земельных участков от 06 марта 2023г, от 21 февраля 2023г, от 21 февраля 2021г, а также от 07 июня 2023г.
В обоснование указала, что 07 февраля 2023г. она обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Минимущество) с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1500 кв.м, 900 кв.м и 1050 кв.м, в целях ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, кадастровый квартал "данные изъяты", категория земель: земли запаса.
Указанными выше решениями Министерство отказало заявителю в утверждении схем расположения земельных участков, поскольку образуемые земельные участки находятся в различных территориальных зонах, часть земельных участков расположена в землях лесного фонда.
Кроме того, образование участков ограничит доступ к сооружению с кадастровым номером "данные изъяты" (водозаборная станция). Указанное сооружение (водозаборная станция) расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" и обеспечивает "данные изъяты" питьевой водой по договору водопользования из озера "Укшозеро", земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов находится в постоянном (бессрочном) пользовании "данные изъяты", вид разрешенного использования "для размещения водозабора". Кроме того, земельный участок пересекает ось дороги.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 июля 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 5 октября 2023г, в удовлетворении административного иска Касканделовой А.С. отказано.
В кассационной жалобе Касканделова А.С. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 07 февраля 2023г. административный истец на основании подп.19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в Минимущество с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1500 кв.м, 900 кв.м и 1050 кв.м, целях ведения личного подсобного хозяйства.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли запаса.
Решениями Минимущества, выраженных в письмах от 06 марта 2023г, от 21 февраля 2023г, от 21 февраля 2021г, а также от 07 июня 2023г, Министерство отказало заявителю в утверждении схем расположения земельных участков, поскольку образуемые земельные участки находятся в различных территориальных зонах, часть земельных участков расположена в землях лесного фонда, кроме того, образование участков ограничит доступ к сооружению с кадастровым номером "данные изъяты" (водозаборная станция), испрашиваемый земельный участок пересекает ось дороги.
На земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположена водозаборная станция, обеспечивающая ГБСУ СО "ПНИ Черемушки" питьевой водой по договору водопользования из озера "Укшозеро", указанный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов находится в постоянном (бессрочном) пользовании ГБСУ СО "ПНИ Черемушки", вид разрешенного использования "для размещения водозабора".
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения Минимущества приняты уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой и нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, бездействия со стороны уполномоченного органа не имеется, оспариваемые решения прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленные по делу обстоятельства подтверждают, что предлагаемые схемы расположения земельных участков не могли быть утверждены без нарушения действующего законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, помимо иных оснований, исходил из того, что образуемые земельные участки расположены в береговой линии озера Укшозеро, при этом в границах водоохранных зон и в прибрежной защитной полосы устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, однако доказательств, подтверждающих, что земельный участок исключен из земель водоохраной зоны и в прибрежной защитной полосы, суду представлено не было.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, отметив, что согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации расположение образуемого земельного участка в границах водоохранных зон и прибрежной защитной полосы не исключают возможность использовать земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства на полевом земельном участке с соблюдением определенных ограничений.
При этом, суд апелляционной инстанции отметил, что неправильность вывода суда первой инстанции в указанной части не влечет отмену судебного решения.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе приведенных судами норм Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции также основаны на положениях статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Из представленных Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия сведений следует, что предполагаемые к образованию земельные участки с условными номерами "данные изъяты" находятся за пределами границ земель лесного фонда, а земельный участок "данные изъяты" полностью расположен на землях лесного фонда в 63 квартале Кончезерского лесничества.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" относится к категории земель - земли запаса.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" находится в постоянном (бессрочном) пользовании Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия "Психоневрологический интернат "Черемушки", категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - для размещения водозабора.
Подъезд к интернату "Черемушки" располагается на автомобильной дороге, поставленной на кадастровый учет (согласно выписке ЕГРН на сооружение (автомобильная дорога) с кадастровым номером "данные изъяты").
О нарушении своих прав в случае удовлетворения административного иска представитель заинтересованного лица ГБСУ СО "Психоневрологический интернат Черемушки" указывает в письменных возражениях.
Учитывая положения действующего законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что образуемые путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" земельные участки пересекают ось дороги, что является недопустимым в силу пункта 6 стать 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а кроме того, образуемые земельные участки ограничат доступ к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", на котором находится водозаборная станция по обслуживанию социального объекта ГБСУ СО "ПНИ Черемушки", отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в утверждении схем расположения земельных участков является правомерным.
Кроме того, судами обоснованно учтено, что образуемый земельный участок ("данные изъяты"), испрашиваемый административным истцом, полностью расположен на землях лесного фонда в 63 квартале Кончезерского лесничества и находится в федеральной собственности, что в силу пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации является правовым препятствием к образованию земельного участка.
С учетом изложенного, правовых оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения административного иска, по делу не имеется.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 июля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 5 октября 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Касканделовой "данные изъяты"-без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 6 июля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 5 октября 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.