Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-1478/2023) по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 ноября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024г. (N33а-301/2024) по административному иску Андреева "данные изъяты" о признании ненадлежащими условий содержания, о взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Андреев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений административных исковых требований от 19 декабря 2022 года, к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими в части оказания медицинской помощи условия содержания, взыскании компенсации за ненадлежащее оказание медицинской помощи в размере 1 014 000 рублей.
В обоснование указал, что находился в местах лишения свободы в период с 14 февраля 2005г. по 08 мая 2009г, имеет заболевания - "данные изъяты", при наличии которых ему не оказывалась надлежащая медицинская помощь. Полагая, что данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем оказании медицинских услуг, административный истец просит взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 1 014 000 рублей.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 ноября 2023г. административные исковые требования Андреева А.А. удовлетворены частично.
Признаны ненадлежащими в части оказания медицинской помощи условия содержания Андреева А.А. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Андреева А.А. взыскана компенсация за ненадлежащее оказание медицинской помощи в размере 9 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Андреева А.А. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-18 УФСРРН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации за ненадлежащее оказание медицинской помощи отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 ноября 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
"данные изъяты"
Андреев А.А. с 17 февраля 2005г. по 24 ноября 2005г. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, с 24 января 2006г. по 14 апреля 2009г. отбывал наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми. Также административный истец неоднократно находился на лечении в ФКЛПУБ- 18 УФСИН России по Республике Коми.
Для проверки доводов административного истца по факту ненадлежащего (надлежащего) оказания медицинской помощи в связи с имеющимися у него заболеваниями по настоящему делу судом первой инстанции была назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой поручено ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы".
Согласно экспертному заключению ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы" N-П от 26 сентября 2023г. медицинская помощь оказывалась Андрееву А.А. с дефектами.
Кроме этого, в экспертном заключении отражено, что за период медицинского наблюдения не выявлено объективных признаков ухудшения состояния здоровья Андреева А.А, которое могло быть связано с выявленными дефектами оказания ему медицинской помощи. Состояние административного истца в динамике соответствует характеру и тяжести имеющихся у него хронических заболеваний. Степень тяжести вреда здоровью оценке не подлежит в связи с невозможностью установить сущность вреда здоровью.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства и разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", оценив представленные по делу доказательства в совокупности с заключением судебно-медицинской экспертизы, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и присуждении компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в размере 9 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в том числе положений Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 21 ноября 2023г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ином регулировании в указанной сфере правоотношений.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, данные нарушения свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Андреева А.А. компенсации за ненадлежащие условия содержания, предусмотренной статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Взыскивая компенсацию в размере 9000 рублей, суд принял во внимание степень причиненных административному истцу установленным нарушением страданий, характер и продолжительность допущенного нарушения прав, требования разумности и справедливости.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 ноября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России-без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 ноября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 15 января 2024г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.