Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-9376/2023) по кассационной жалобе ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 сентября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 декабря 2023г. (N33а-10692/2023) по административному иску администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В, МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству N-ИП.
В обоснование указано, что названной Администрацией предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, возможность приобретения жилых помещений для обеспечения на условия специализированного найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется размером средств, предоставленных на указанные цели, в рамках осуществления переданных государственных полномочий в виде субвенций из вышестоящих бюджетов и их своевременное освоение по мере поступления.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 сентября 2023г. администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" освобождена от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 26 июня 2023г. по исполнительному производству N-ИП.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 декабря 2023г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 сентября 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ведущий судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 января 2023г. по делу N 2-1757/2023 на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
31 мая 2023г. Сыктывкарским городским судом Республики Коми выдан исполнительный лист ФС N.
06 июня 2023г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССГТ по Республике Коми вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N-ИП на основании вышеуказанного исполнительного листа, должнику установлен 5- дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор.
Копия указанного постановления получена административным истцом 08 июня 2023г.В течение срока для добровольного исполнения должником решение суда не исполнено.
26 июня 2023г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что решением суда на администрацию муниципального образования городского округа возложена обязанность предоставить ФИО2 жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах названного муниципального образования.
Указанная обязанность обусловлена наличием у ФИО2 права на предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно указанному Закону гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон N 44).
Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона N 44.
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых муниципальному образования городского округа "Сыктывкар" на формирование специализированного жилищного фонда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми".
Выводы судов соответствуют и разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
Из приведенных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, отсутствие у должника реальной возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок при принятии всех возможных мер для его исполнения, освобождение администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от уплаты исполнительского сбора является правомерным.
Принимая во внимание Методику расчета субвенций (введена Законом Республики Коми от 28 декабря 2015г. N 140-РЗ), сопоставив дату вступления решения в законную силу (30 марта 2023г.), дату предъявления исполнительного листа к исполнению, с датой заключенного между администрацией и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми соглашения о предоставлении бюджету муниципального образования городского округа "Сыктывкар" субвенций из республиканского бюджета Республики Коми для обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в 2023г. (19 января 2023г.), суды сделали правильный вывод о том, что у администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" отсутствовала объективная возможность исполнить решение суда за счёт субвенций, выделенных на указанные цели в 2023г, в установленный в постановлении судебного пристава-исполнителя от 26 июня 2023г. о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок.
Применение к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора не отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 сентября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 декабря 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми ГМУ ФССП России Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России -без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 сентября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 декабря 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.