Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-7840/2023) по кассационной жалобе ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2023г. (N33а-10189/2023) по административному иску администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" обратилась в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением N от 16 мая 2023г. в рамках исполнительного производства N-ИП.
В обоснование указала на принятие необходимых мер для исполнения решения суда. Возможность приобретения жилых помещений для обеспечения на условия специализированного найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется размером средств, предоставленных на указанные цели, в рамках осуществления переданных государственных полномочий в виде субвенций из вышестоящих бюджетов и их своевременное освоение по мере поступления. Бюджетные средства на реализацию отдельных государственных полномочий выделяются администрации не в полном объеме. Законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения во внеочередном порядке. Взыскатель значится в списке под N 113, на текущий период имеется 124 неисполненных судебных решений.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023г. административное исковое заявление администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми Стрекаловой Анне Васильевне, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Специализированному отделению судебных приставов по Республике Коми, ГМУ ФССП России об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя N от 16 мая 2023 года в рамках исполнительного производства N-ИП удовлетворено.
Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" освобождена от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми N от 16 мая 2023г. в рамках исполнительного производства N-ИП.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2023г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекалова А.В, ГМУ ФССП России просят отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2022г. N 2-11799/2023 вступившим в законную силу 30 марта 2023г, на администрацию муниципального образования городского округа "Сыктывкар" возложена обязанность предоставить ФИО8 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, предоставляемое по договорам найма специализированных жилых помещений по категории дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, отвечающее санитарным и техническим нормам в г. Сыктывкаре, площадью не менее 13, 5 кв.м, общей площади.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 25 апреля 2023г. возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении должника администрации МО ГО "Сыктывкар". Должнику предложено исполнить вышеуказанное решение суда в течение 5 дней со дня получения постановления. Копия постановления получена должником 27 апреля 2023г, что подтверждается соответствующим штампом.
16 мая 2023г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб, об освобождении от уплаты которого, заявлено административным истцом в настоящем административном иске.
Решение суда до настоящего времени не исполнено, взыскатель жилым помещением не обеспечен.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" была лишена возможности использовать субвенции из республиканского бюджета Республики Коми на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений для исполнения решения суда в пользу взыскателя ФИО8 в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и предполагает соблюдение установленных данным Законом процедур, что также исключало возможность в рассматриваемый ситуации исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе в пятидневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Таким образом, исполнение администрацией муниципального образования городского округа "Сыктывкар" требований исполнительного документа о предоставлении жилого помещения взыскателю в пятидневный срок не предоставлялось возможным.
Материалами дела подтверждается наличие объективных причин неисполнения судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствие виновного противоправного бездействия со стороны должника.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" проявила достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась для своевременного исполнения решения суда.
С учетом изложенного, суд первой инстанции административный иск администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" удовлетворил, освободив названную Администрацию от исполнительского сбора.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов основаны на правильном применении норм Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми".
Выводы судов соответствуют и разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
Из приведенных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, отсутствие у должника реальной возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок при принятии всех возможных мер для его исполнения, освобождение администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от уплаты исполнительского сбора является правомерным.
Применение к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" меры ответственности в виде взыскания исполнительского сбора не отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В, ГМУ ФССП России -без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 20 ноября 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 июня 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.