Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
в составе председательствующего Козловой Е.В, судей Сенчуковой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Подольской И.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 17 января 2024 года по гражданскому делу N 2-4337/2023 по иску Подольской И.Н. к казенному учреждению Вологодской области "Центр социальных выплат" об оспаривании решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Подольская И.Н, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Вологодской области "Центр социальных выплат" (далее - КУ ВО "Центр социальных выплат"), просила признать право на получение мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; отменить решение об отказе в назначении мер социальной поддержки; назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных исковых требований Подольская И.Н. указала, что в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КУ ВО "Центр социальных выплат" с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением КУ ВО "Центр социальных выплат от 15 мая 2023 г. в предоставлении субсидии отказано в связи с предоставлением неполных и недостоверных сведений (отсутствие доходов от трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ).
Выражая несогласие с данным отказом, Подольская И.Н. указала в иске, что с ДД.ММ.ГГГГ является председателем ТСН " ФИО8" на основании трудового договора. Однако в период с ДД.ММ.ГГГГ года находилась в отпуске без оплаты, дохода не имела, в связи с чем имеет право на получение субсидии.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по "адрес") от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении (предоставлении) Подольской И.Н. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по "адрес") возложена обязанность рассмотреть вопрос о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по представленному ДД.ММ.ГГГГ заявлению Подольской И.Н. с приложенными документами. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Апелляционным определением Вологодского областного суда от 17 января 2024 г. решение Череповецкого городского суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части признания незаконным решения КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по "адрес") от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении (предоставлении) Подольской И.Н. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложения на КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по "адрес") обязанности рассмотреть вопрос о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по представленному ДД.ММ.ГГГГ заявлению Подольской И.Н. с приложенными документами. В отмененной части принято новое решение об отказе Подольской И.Н. в удовлетворении данных исковых требований к КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по "адрес"). В остальной части решение Череповецкого городского суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Подольская И.Н. просит апелляционное определение отменить в связи с нарушением судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Подольская И.Н. совместно с несовершеннолетней дочерью, в отношении которой является одинокой матерью, зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ Подольская И.Н. работает в должности председателя СНТ " ФИО9". В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы.
ДД.ММ.ГГГГ Подольская И.Н. обратилась в филиал по "адрес" КУ ВО " ФИО10" с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с приложением справки 2-НДФЛ, подтверждающей отсутствие дохода.
Решением КУ ВО " ФИО11" от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с предоставлением неполных и (или) недостоверных сведений (отсутствие доходов от трудовой деятельности в период с октября 2022 года по март 2023 года).
В ответе начальника филиала "адрес" КУ ВО "Центр социальных выплат" от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Подольской И.Н. было разъяснено, что заявителем не представлены документы, предусмотренные пунктом 48 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, подтверждающие отсутствие доходов от трудовой, предпринимательской деятельности, учитываемых в соответствии с подпунктом "а" пункта 34 Правил.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив, что при подаче заявления о предоставлении субсидии истцом были представлены все документы, предусмотренные Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, содержащие достоверные сведения, пришел к выводу о незаконности решения КУ ВО "Центр социальных выплат" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении (предоставлении) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основанию - предоставление неполных и (или) недостоверных сведений (отсутствие доходов от трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ).
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился. Отменяя принятое решение в части удовлетворения исковых требований Подольской И.Н. и принимая новое решение об отказе в их удовлетворении, полагая, что субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг относится к числу мер социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пришел к выводу о наличии у ответчика правовых оснований для отказа в предоставлении истцу субсидии, поскольку представленные заявителем сведения не подтверждают отсутствие у нее дохода.
При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что законодатель при определении категории граждан, не имеющих дохода, исходил из отсутствия или ограничения возможности трудоустройства. Поскольку Подольская И.Н. является трудоспособной, она имела возможность получать доход, но не предпринимала действий для улучшения материального положения.
На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда пришла к выводу о том, что поскольку документы в подтверждение отсутствия доходов Подольской И.Н. при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ не были представлены, то решение КУ ВО "Центр социальных выплат" (филиал по "адрес") от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении (предоставлении) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основанию - предоставление неполных и (или) недостоверных сведений (отсутствие доходов от трудовой деятельности в период с октября 2022 года по март 2023 года) является законным.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что с принятым апелляционным определением в части отмены решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Полольской И.Н. согласиться нельзя по следующим основаниям.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила).
Согласно пункту 3 Положения, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Пунктом 4 Положения определено, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Во исполнение этого Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
В соответствии с пунктом 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Пунктом 48 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, предусмотрен перечень рекомендуемых документов, подтверждающим отсутствие у граждан доходов от трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Действия (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" даны разъяснения, что по смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются, в том числе, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Подольская И.Н. указывала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ не имела дохода. В качестве подтверждения совместно с заявлением о предоставлении субсидии представила справку 2-НДФЛ.
Отклоняя данные доводы истца и представленные ей доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предоставленные истцом ДД.ММ.ГГГГ в КУ ВО "Центр социальных выплат" документы не подтверждают отсутствие у неё дохода, также истец имела объективную возможность получать доход, так как являлась нетрудоспособной.
Вместе с тем, из приведенных выше нормативных положений следует, что:
- право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин подает соответствующее заявление в уполномоченный орган с приложением документов, в том числе содержащих сведения о доходе заявителя и членов его семьи;
- по общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на субсидию, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Основанием для отказа в предоставлении субсидии может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов или наличие в представленных заявителем документах противоречивых сведений;
- субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в зависимости от совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина. При этом уполномоченный орган проводит проверку предоставленных заявителем сведений о доходах при принятии решения о предоставлении субсидии. Предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором проживает гражданин и члены его семьи;
- действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не допускает формального подхода при принятии уполномоченным органом соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении);
- в случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам о предоставлении субсидии, ее размере, об отказе в предоставлении уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Приходя к выводам об отмене решения суда первой инстанции в части, судом апелляционной инстанции при рассмотрении искового заявления Подольской И.Н. приведенные нормы материального и процессуального закона в их взаимосвязи с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации не применены, вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для дела и, соответственно, влияющие на его исход, не установлены. Суд апелляционной инстанции привел лишь причины отказа, оставив без внимания нормативные положения, определяющие условия назначения субсидии, круг лиц, имеющих право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и основания к отказу в предоставлении данной субсидии, а также социально значимый характер спорных отношений и неприемлемость формального подхода уполномоченного органа при реализации гражданином права на меры социальной поддержки. В результате этого суд не исследовал и не оценил имеющиеся в деле доказательства, представленные истцом в обоснование исковых требований.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным истец в исковом заявлении и судебном заседании приводила доводы о том, что предоставила все необходимые документы, подтверждающие отсутствие у неё дохода. Приходя к выводам о том, что истец таких доказательств не предоставила, суду апелляционной инстанции следовало установить, какие документы истцу следовало предоставить, но они предоставлены не были.
Названные доводы Подольской И.Н, приводимые в их обоснование обстоятельства и представленные документы при рассмотрении настоящего дела не стали предметом исследования суда апелляционной инстанции вопреки положениям статей 56, 67, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (о доказательствах и доказывании в гражданском процессе, о содержании решения суда), суд их не рассмотрел и не дал им какой-либо оценки.
Ввиду изложенного вывод суда апелляционной инстанции об отмене решения суда первой инстанции в части и отказе в удовлетворении исковых требований ФИО13 отмененной части являются неправомерным, они сделаны при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права, без установления юридически значимых обстоятельств по делу и без оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, без надлежащей и полной оценки характера спорных отношений.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).
Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 г. N 9-П, от 10 февраля 2006 г. N 1-П и др.).
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенного выше, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 17 января 2024 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.