Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черлановой Е.С, судей Лепской К.И, Яроцкой Н.В.рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету имущественных отношений о признании отказа незаконным, об обязании совершить определенные действия, по кассационной жалобе Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2024г.
заслушав доклад судьи Черлановой Е.С, пояснения представителя ФИО1 - ФИО5, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным отказ в образовании земельного участка N 3 площадью 3926 кв.м с кадастровым номером 78:42:0015105:3078, находящегося в кадастровом квартале 78:42:0015105 на землях огороднического потребительского кооператива "Восход" по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, участок 1, западнее ж/д платформы 16 км, и передаче его безвозмездно в собственность, обязать образовать земельный участок с описанием и установлением границ в условных границах участка N 3 на кадастровом плане территории, площадью 3926 кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, участок 1, западнее ж/д платформы 16 км, и передать его безвозмездно в собственность ФИО1
В обоснование иска указал, что он является членом огороднического потребительского кооператива "Восход", расположенного на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, участок 1, западнее ж/д платформы 16 км, площадью 22500+/-52 кв.м, на основании решения общего собрания N 1/2008 от 9 января 2008 г. ему выделен земельный участок N 3 площадью 3926 кв.м. Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга отказа в образовании принадлежащего ему земельного участка и предоставлении его в собственность безвозмездно.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2024 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает, что в обязанности Комитета не входит образование земельного участка в интересах лица, заинтересованного в его получении. В силу пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка осуществляется самим заинтересованным лицом. В отношении испрашиваемого земельного участка отсутствует межевой план, отсутствует схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, наличие которой предусмотрено пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельный участок в отсутствие его формирования и государственного кадастрового учета не является индивидуально-определенной вещью, в связи с чем, отказ в предоставлении участка в собственность является правомерным.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении дела.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжением администрации города Пушкина Санкт-Петербурга N 191-р от 11 февраля 1994 г. на основании заявления граждан земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, к западу от платформы 16 км, площадью 2, 2 га, был передан коллективному огородничеству "Восход" во временное пользование сроком на один год.
16 февраля 1994 г. между администрацией Пушкинского района Санкт- Петербурга и коллективным огородничеством "Восход" был оформлен договор N 2 краткосрочной аренды земельного участка площадью 22000 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, к западу от платформы 16 км, на срок один год.
15 июля 2014 г. между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Огородническим потребительским кооперативом "Восход" (далее - ОПК "Восход") был заключен договор N18/ЗК-02524 аренды земельного участка с кадастровым номером 78:42:0015105:3078 по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, участок 1, западнее ж/д платформы 16 км, площадью 22500 кв.м для огородничества на срок по 10 июля 2015 г.
В соответствии с п. 6.1 договора N 18/ЗК-02524 от 15 июля 2014 г. договор прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон. В случае если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении договора, то договор считается продленным на неопределенный срок.
Истец является членом ОПК "Восход", пользуется земельным участком N 3 площадью 3926 кв.м, что подтверждается протоколом N 1/2008 внеочередного общего собрания членов ОПК "Восход" от 9 января 2008 г, членской книжкой садовода N 19 от 9 января 2008 г.
27 августа 2021 г. истец обратился к ответчику с заявлением об образовании земельного участка с описанием и установлением границ в условных границах земельного участка N 3, площадью 3926 кв.м, находящегося на земельном участке ОПК "Восход" с кадастровым номером 78:42:0015105:3078 по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, участок 1, западнее ж/д платформы 16 км, и предоставлении его в собственность безвозмездно.
Письмом от 1 октября 2021 г. ответчик отказал в удовлетворении заявления, указав, что земельный участок 78:42:0015105:3078 предоставлялся под огородничество коллективному огородничеству "Восход" по договору аренды сроком на один год, в настоящее время земельный участок находится в пользовании ОПК "Восход" по договору аренды от 14 июля 2014 г. сроком по 10 июля 2015 г. и не может быть предоставлен в собственность иному лицу. Кроме этого на территорию, в границах которой расположен земельный участок 78:42:0015105:3078, Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. N 524, установлена территориальная зона ТУ: зона улично-дорожной сети города. Градостроительными регламентами в составе Правил землепользования и застройки образование земельного участка для ведения огородничества в границах данной территориальной зоны не предусмотрено. Проект межевания на территорию, в границах которой расположен земельный участок 78:42:0015105:3078 не разработан, схема не представлена, земельный участок имеет статус "временный".
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", разъяснениями, содержащимися в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 гг, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 г, и исходил из того, что действующее законодательство предусматривает возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. Земельный участок, составляющий территорию ОПК "Восход", находился на момент вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (23 апреля 1998 г.) во владении и пользовании ОПК "Восход", в настоящее время также находится во владении ОПК "Восход" на основании договора аренды, который возобновился на неопределенный срок. Истец является членом ОПК "Восход", в связи с чем у него возникло право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.
Отклоняя довод Комитета о том, что в силу п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, которое у ОПК "Восход" отсутствует, суд первой инстанции указал, что истцом к заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Отклоняя довод апелляционной жалобы Комитета о том, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет и не является индивидуально-определенной вещью, а обязанность по выполнению кадастровых работ в целях образования земельного участка в интересах истца у Комитета отсутствует, суд апелляционной инстанции указал, что данный довод основан на неправильном применении норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ) до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ вступил в силу 10 ноября 2001 г.
В пункте 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ указано, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 28 ст. 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется:
1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;
2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества в числе прочего относятся: одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории садоводства или огородничества; распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для их последующего предоставления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу вышеназванным норм права, образование и предоставление в собственность земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", также в соответствиями с распределением образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества с указанием условных номеров земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции не установил, имеются ли у ОПК "Восход" вышеуказанные документы.
Суд не указал, какими доказательствами подтверждается нахождение земельного участка ОПК "Восход" в кадастровом квартале 78:42:0015105, а также нахождение земельного участка истца в пределах земельного участка, предоставленного ОПК "Восход".
Ссылаясь на схему расположения земельного участка, приложенную истцом к заявлению в Комитет, суд второй инстанции не дал оценку данной схеме, а именно, соответствуют ли она требованиям закона, отражает ли местонахождение земельного участка истца на кадастровом плане территории и в пределах земельного участка ОПК "Восход".
Придя к выводу о том, что земельный участок, составляющий территорию ОПК "Восход", находился на момент вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ во владении и пользовании ОПК "Восход" на основании распоряжения администрации города Пушкина Санкт-Петербурга N 191-р от 11 февраля 1994 г. и договора краткосрочной аренды земельного участка от 16 февраля 1994 г, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Огороднический потребительский кооператив "Восход" (ИНН 7820019499) создан 15 декабря 1996 г.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка осуществляется лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка.
Возлагая на Комитет обязанность по образованию земельного участка, на который претендует истец, суд первой не указал норму права, которой он руководствовался при удовлетворении данного требования.
Таким образом, судом первой инстанции не установлены основания владения ОПК "Восход" земельным участком на момент вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ, местонахождение данного земельного участка ОПК "Восход" на кадастровом плане территории, вхождение участка, испрашиваемого истцом, в состав земель ОПК "Восход".
Вывод суда первой инстанции об обязанности Комитета осуществить кадастровые работы по образованию земельного участка являются необоснованными.
Суд апелляционной инстанции не исправил ошибки, допущенные судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующийсудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.