Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е.
судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника Кузляр" о признании незаконным в части Порядка оценки эффективности деятельности медицинских организаций в целях определения возможности участия в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области, утвержденного Решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области от 30 ноября 2020 года N 14/12, по апелляционной жалобе Правительства Кировской области на решение Кировского областного суда от 13 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Клиника Кузляр" ФИО8, представителя комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области, Правительства Кировской области, министерства здравоохранения Кировской области ФИО6, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам ФИО1 апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
административный истец ООО "Клиника Кузляр" обратилось в суд с административным иском к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области (далее - Комиссия), в лице Правительства Кировской области, о признании незаконным в части абзаца пятого пункта 13 Порядка оценки эффективности деятельности медицинских организаций в целях определения возможности участия в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области (далее - Порядок), утвержденного Решением Комиссии от 30 ноября 2020 года N 14/12.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый Порядок предусматривает отказ медицинским организациям в возможности участия в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области при отсутствии потребности застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию в оказании медицинской помощи по заявленным диагностическим и консультативным услугам, профилям, врачебным специальностям на территории муниципальных образований Кировской области, с учетом особенностей половозрастного состава населения, географических и климатических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории муниципальных образований Кировской области, это позволяет Комиссии произвольно отказывать медицинским организациям в участии в реализации указанной территориальной программы, что противоречит положениям Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Положению о деятельности комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 108н (далее - Приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н).
Административный истец просил суд признать недействующим с даты принятия абзац пятый пункта 13 Порядка.
Решением Кировского областного суда от 13 марта 2024 года административное исковое заявление ООО "Клиника Кузляр" удовлетворено. Признан недействующим со дня принятия Порядок оценки эффективности деятельности медицинских организаций в целях определения возможности участия в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области, утвержденный Решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области от 30 ноября 2020 г. N 14/12.
С Правительства Кировской области за счет средств казны Кировской области в пользу ООО "Клиника Кузляр" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
В апелляционной жалобе Правительство Кировской области просило решение суда от 13 марта 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, а также представило дополнительные пояснения по делу.
Административный истец ООО "Клиника Кузляр" представил возражения относительно апелляционной жалобы и дополнительные возражения, в которых просил решение суда оставить без изменения.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области, Правительства Кировской области, министерства здравоохранения Кировской области ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "Клиника Кузляр" ФИО8 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренков Е.А. полагал, необходимым в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнительных пояснений, возражений относительно апелляционной жалобы и дополнений к ним, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ)).
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, являющимся приложением к Правилам обязательного медицинского страховании (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о комиссии) утверждено приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н.
Обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ также установлено, что базовой программой обязательного медицинского страхования является составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8). Территориальной программой обязательного медицинского страхования признается составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 9).
Для целей Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с данным Федеральным законом: организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (часть 1 статьи 15).
Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования (далее также - реестр медицинских организаций), на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
С учетом изложенного медицинская организация как участник обязательного медицинского страхования участвует в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ к основным принципам осуществления обязательного медицинского страхования отнесены: обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика (пункты 1, 4 статьи 4).
В силу статьи 37 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном законом порядке (часть 1 статьи 39 Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (пункт 20 Положения о комиссии).
Постановлением Правительства Кировской области от 13 февраля 2012 года N139/67 на территории Кировской области создана комиссия по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области с поименным составом членов комиссии; указано, что комиссия в своей деятельности руководствуется Положением о деятельности комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н.
Решением комиссии от 30 ноября 2020 года N 14/12 утверждены два порядка оценки эффективности деятельности медицинских организаций в различных целях:
оспариваемый Порядок оценки эффективности деятельности медицинских организаций в целях определения возможности участие в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Кировской области
и Порядок оценки эффективности деятельности медицинских организаций в целях определения возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии от 30 ноября 2020 года оспариваемый Порядок принят единогласно, при наличии кворума (присутствовали 11 из 12 членов Комиссии) (т.1 л.д.90-99).
Административным ответчиком представлены сведения об опубликовании Порядка на официальном сайте Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (т.1 л.д.88-89).
Исходя из обязательности решений Комиссии для всех участников обязательного медицинского страхования, а также того обстоятельства, что применение оспариваемого Порядка не ограничено во времени, суд пришел к выводу о том, что Порядок является нормативным правовым актом.
Из материалов дела следует, что ООО "Клиника Кузляр" осуществляет деятельность на основании лицензии Л041-01181-16/00587902 от 24 декабря 2020 года, внесено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Кировской области в 2020 году
Решениями Комиссии от 15 декабря 2022 года N 19/1 и от 14 декабря 2023 года N 16/2 приняты проекты перечней медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Кировской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, однако административный истец на основании абзаца 5 пункта 13 оспариваемого Порядка включен в приложения N 2 к указанным решениям: Перечень медицинских организаций, не включенных в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования - части Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в 2023 году (пункт 10) и Перечень медицинских организаций, не включенных в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования - части Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в 2024 году (пункт 4).
Абзац 5 пункта 13 Порядка относит к числу исключающих участие в реализации Территориальной программы показатели, характеризующие отсутствие потребности в оказании медицинской помощи на территории муниципальных образований Кировской области, с учетом особенностей половозрастного состав населения, уровня и структуры заболеваемости населения, географических и климатических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории муниципальных образований Кировской области.
Вместе с тем полномочия Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования определены пунктом 4 Положения о Комиссии, который предусматривает, что Комиссия разрабатывает проект территориальной программы; разрабатывает и устанавливает показатели эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющие провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи; распределяет на отчетный год и перераспределяет в течение года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенных в реестр медицинских организаций), в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, до 1 января года, на который осуществляется распределение, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения в динамике до трех лет (за исключением медицинских организаций, впервые включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в году, на который формируется территориальная программа обязательного медицинского страхования); устанавливает тарифы на оказание медицинской помощи и формирует тарифное соглашение в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленных Федеральным фондом в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ; устанавливает иные сроки подачи медицинскими организациями уведомления об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования для вновь создаваемых медицинских организаций; определяет порядок
представления информации членами Комиссии.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействующим со дня принятия Порядок, суд исходил из того, что полномочия Комиссии в сфере нормативно-правового регулирования ограничены лишь правом разрабатывать проект территориальной программы, а также правом разрабатывать и устанавливать показатели эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющие провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи, при этом полномочия по ограничению участия медицинских организаций в реализации территориальной программы законодательством Комиссии не предоставлены.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд пришел к выводу, что к осуществлению деятельности в сфере обязательного медицинского страхования допускаются медицинские организации, имеющие соответствующую лицензию и подавшие в территориальный фонд обязательного медицинского страхования региона уведомление о намерении осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Иных оснований для ограничения участия медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования федеральным законодательством не предусмотрено.
Оспариваемый Порядок вопреки требованиям действующего законодательства направлен на ограничение числа медицинских организаций, допущенных к участию в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, принят Комиссией за пределами ее полномочий, предоставленных Положением о комиссии.
В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, и при проверке законности этих положений не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, суд выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" акты имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
Принимая во внимание указанные разъяснения, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Комиссией за пределами ее полномочий по вопросу, не относящемуся к ее компетенции, суд признал недействующим Порядок полностью с момента его принятия.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе указано, что согласно Положению о комиссии Комиссия разрабатывает проект территориальной программы; разрабатывает и устанавливает показатели эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющие провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи (пункт 4 Положения); в целях разработки проекта территориальной программы Комиссия на заседаниях рассматривает предложения медицинских организаций по участию медицинских организаций в реализации территориальной программы в части заявленных объемов оказания медицинской помощи, с учетом показателей эффективности деятельности медицинских организаций (пункт 5 Положения), из чего Правительством Кировской области делается вывод, что на законодательном уровне установлено право Комиссии разрабатывать и учитывать показатели эффективности деятельности медицинских организаций при разработке территориальной программы и рассмотрении возможности участия медицинской организации в ее реализации.
Вопреки указанным доводам апелляционной жалобы в пунктах 4 и 5 Положения о Комиссии предусмотрены полномочия Комиссии по разработке и установлению показателей эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющие провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи, а также по рассмотрению Комиссией на заседаниях предложений медицинских организаций по их участию в реализации территориальной программы в части заявленных объемов оказания медицинской помощи, с учетом показателей эффективности деятельности медицинских организаций.
Таким образом, полномочия Комиссии по разработке и установлению показателей эффективности деятельности медицинских организаций ограничены проведением оценки исключительно возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи.
При этом у Комиссии отсутствуют полномочия по разработке и установлению показателей эффективности деятельности медицинских организаций в иных целях, в том числе отсутствуют полномочия утверждать Порядок оценки эффективности деятельности медицинских организаций в целях определения возможности участия в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования по субъекту Российской Федерации, поскольку такой порядок не связан с определением возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи.
Ссылки в апелляционной жалобе на пункт 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ, которым предусмотрены критерии, учитываемые при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также ссылки на пункт 9 Положения о комиссии, которым установлены критерии, учитываемые при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи, также не влекут отмену решения суда, поскольку данными положениями Комиссии не предоставлены дополнительные полномочия по ограничению участия медицинских организаций в реализации территориальной программы, а также не предоставлены полномочия по разработке порядка оценки эффективности деятельности медицинских организаций в целях определения возможности участия в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования по субъекту Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый Порядок вопреки требованиям действующего законодательства направлен на ограничение числа медицинских организаций, допущенных к участию в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и принят Комиссией за пределами полномочий, предоставленных Положением о комиссии.
В дополнительных пояснениях Правительство Кировской области указало, что административный истец не согласен по сути не с отдельными положениями Порядка, а с тем как данные положения (конкретный показатель оценки эффективности деятельности медицинских организаций) были применены Комиссией конкретно к административному истцу, а кроме того, в производстве Кировского областного суда находится дело N 3а-15/2024 года по административному иску ООО "Клиника Кузляр", который оспаривает Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Кировской области. В рамках указанного дела должны устанавливаться обстоятельства фактического применения оспариваемого Порядка.
По мнению судебной коллегии указанные доводы на законность решения суда не влияют, поскольку в суд с настоящим иском административный истец обратился именно в связи с тем, что к нему были применены оспариваемые положения Порядка.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского областного суда от 13 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Кировской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Кировский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.