Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре
Швецовой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Тандер" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Тандер" (АО "Тандер") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговый центр [код 4.2 - торговые центры (торгово-развлекательные центры)]: размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5000 квадратных метров с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5-4.9 размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра), площадью 4 884 квадратных метра, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" поставленный на государственный кадастровый учет 24 октября 2011 года;
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административно-производственное здание), площадью 1 040 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", поставленный на государственный кадастровый учет 8 сентября 2003 года;
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин товаров повседневного спроса (код 4.4), площадью 500 квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", поставленный на государственный кадастровый учет 11 ноября 2003 года;
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты: магазины розничной торговли (универсальные, специализированные), площадью 2 121, 39 квадратного метра, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" поставленный на государственный кадастровый учет 26 января 2001 года;
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание кафе и прилегающую территорию), площадью 1 447 квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" поставленный на государственный кадастровый учет 25 сентября 2012 года;
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый комплекс "данные изъяты" площадью 1 250 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" поставленный на государственный кадастровый учет 17 сентября 2004 года;
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты: магазины розничной торговли (универсальные, специализированные), площадью 1 510 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" поставленный на государственный кадастровый учет 20 декабря 2000 года;
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины товаров первой необходимости), площадью 2 524 квадратных метра, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" поставленный на государственный кадастровый учет 2 июня 2010 года;
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения гипермаркета), площадью 14 175 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" поставленный на государственный кадастровый учет 23 сентября 2011 года;
- земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение магазина), площадью 1 864 квадратных метра, с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", поставленный на государственный кадастровый учет 21 декабря 2007 года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N N, N определена по состоянию на 1 января 2022 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 2 декабря 2022 года N 3733-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет соответственно 63 017 942 рубля 35 копеек, 7 408 975 рублей 70 копеек, 6 877 482 рубля 80 копеек, 25 937 609 рублей 93 копейки, 18 622 999 рублей 39 копеек, 16 715 462 рубля 62 копейки, 15 746 666 рублей 26 копеек, 9 118 221 рубль 58 копеек, 51 881 283 рубля 88 копеек, 6 859 966 рублей 43 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит определить кадастровую стоимость: - земельного участка с кадастровым номером N в размере 24 615 360 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года; - земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 057 600 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года; - земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 930 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года; - земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 691 806 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года; - земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 292 880 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года; - земельного участка с кадастровым номером N в размере 6 300 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года; - земельного участка с кадастровым номером N в размере 7 610 400 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года; - земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 861 720 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года; - земельного участка с кадастровым номером N в размере 14 175 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года; - земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 330 000 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года административное исковое заявление акционерного общества "Тандер" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворено.
Определена кадастровая стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговый центр [код 4.2 - торговые центры (торгово-развлекательные центры)]: размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5000 квадратных метров с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5-4.9 размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра), площадью 4 884 квадратных метра, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 30708 747 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административно-производственное здание), площадью 1 040 квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере 5865473 рубля по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазин товаров повседневного спроса (код 4.4), площадью 500 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 4041554 рубля по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты: магазины розничной торговли (универсальные, специализированные), площадью 2 121, 39 квадратного метра, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере 14622277 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание кафе и прилегающую территорию), площадью 1 447 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 10403 390 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый комплекс "данные изъяты""), площадью 1 250 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере 9134174 рубля по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: торговые объекты: магазины розничной торговли (универсальные, специализированные), площадью 1 510 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере 10805463 рубля по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины товаров первой необходимости), площадью 2 524 квадратных метра, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 6431493 рубля по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения гипермаркета), площадью 14 175 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 33138218 рублей по состоянию на 1 января 2022 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение магазина), площадью 1 864 квадратных метра, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере 4822 145 рублей по состоянию на 1 января 2022 года.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать. В своей апелляционной жалобе административный ответчик указывает на то, что экспертное заключение было изготовлено экспертом с нарушением требований Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной экспертной деятельности". Эксперт определилкорректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, что является грубейшим нарушением 135-ФЗ, так как в заключении перед экспертом ставился вопрос о величине рыночной стоимости, а не кадастровой. Экспертом были допущены нарушения методологии оценочной деятельности, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорного земельного участка, а именно: некорректно проанализирован сегмент рынка, подобраны некорректные аналоги.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения, в которых он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Исходя из положений части 1 статьи 245, части 1 статьи 248 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что АО "Тандер" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N N N, N N, N, N, N
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N N, N N, N, N N, N определена по состоянию на 1 января 2022 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 2 декабря 2022 года N 3733-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой земельных участков, расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет соответственно 63 017 942 рубля 35 копеек, 7 408 975 рублей 70 копеек, 6 877 482 рубля 80 копеек, 25 937 609 рублей 93 копейки, 18 622 999 рублей 39 копеек, 16 715 462 рубля 62 копейки, 15 746 666 рублей 26 копеек, 9 118 221 рубль 58 копеек, 51 881 283 рубля 88 копеек, 6 859 966 рублей 43 копейки.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков административный истец представил суду отчеты NN К-23-39-9, К-23-39-10, К-23-39-11, К-23-39-12 от 9 июня 2023 года об определении рыночной стоимости земельных участков, подготовленные частнопрактикующим оценщиком "данные изъяты" согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N N N, N, N, N, N N, N, N по состоянию на 1 января 2022 года составила соответственно 24615360 рублей, 3057 600 рублей, 2930 000 рублей, 10691 805 рублей 60 копеек, 7292 880 рублей, 6300 000 рублей, 7610 400 рублей, 3861 720 рублей, 14175 000 рублей, 2330 000 рублей.
По ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Татарстан от 21 ноября 2023 года назначена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков в представленных отчетах и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость, проведение которой поручено эксперту "данные изъяты"
По результатам проведенной по делу судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта N N 3522/07-4 от 29 декабря 2023 года, согласно которому в отчетах NN К-23-39-9, К-23-39-10, К-23-39-11, К-23-39-12 от 9 июня 2023 года об определении рыночной стоимости земельных участков, экспертом выявлены неточности, которые могли привести к изменению окончательного результата при определении рыночной стоимости земельных участков. Проведенный анализ расчетной части представленных отчетов показал, что по состоянию на 1 января 2022 года величина рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N N, N N N, N N в указанном в этих отчетах размере определена неверно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 30708 747 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 5865473 рубля; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 4041 554 рубля; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 14622277 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 10403 390 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 9133 174 рубля; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 10805 463 рубля; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 6431 493 рубля; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 33138218 рублей; земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года в размере 4822145 рублей.
Рассматривая требования административного истца по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
Проанализировав заключение эксперта, суд первой инстанции установил, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключение эксперта содержит подробное описание проведенных исследований с указанием примененных методов, обоснование сделанных в результате исследования выводов и ответы на поставленные судом вопросы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о том, что представленное в материалы дела заключение эксперта изготовлено с нарушением требований законодательства, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем, является недопустимым доказательством, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции отклоняет ввиду следующего.
В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив заключение эксперта N N 3522/07-4 от 29 декабря 2023 года по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федеральным стандартам оценки является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения сравнительного подхода к оценке, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, имеющим соответствующий диплом, необходимый стаж экспертной работы, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Оснований для проведения по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о том, что в нарушение требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку они опровергаются содержанием заключения эксперта. Вопреки этим доводам в расчетах экспертом применялись не удельные показатели кадастровой стоимости, а удельные показатели стоимости (единицы сравнения) объектов-аналогов (цена за 1 кв. м объекта), которые с целью определения рыночной стоимости объекта оценки при выявлении между ними различий получили необходимые корректировки по основным ценообразующим факторам (элементам сравнения) (пункт 22 ФСО N 7).
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости на основании заключения эксперта.
Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности основаны на переоценке представленных в материалы дела доказательств и выводов суда, при этом не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Вместе с тем, оставляя обжалуемое решение без изменения, суд апелляционной инстанции учитывает, что в обжалуемом решении содержатся описка в указании величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым N, а именно вместо " в размере 9133 174 рубля" в резолютивной части решения Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года указано " в размере 9134174 рубля". Данная описка в силу статьи 184 КАС РФ, пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" подлежит исправлению судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
В решении Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2024 года исправить описку в величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, а именно вместо абзаца "земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый комплекс "данные изъяты" площадью 1 250 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере 9134174 рубля по состоянию на 1 января 2022 года" указать "земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торговый комплекс "данные изъяты" площадью 1 250 квадратных метров, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере 9133174 рубля по состоянию на 1 января 2022 года".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.