Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Лебедевой Ларисы Михайловны на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 10 октября 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 13 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента образования администрации г.о. Тольятти Лебедевой Ларисы Михайловны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 мая 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента образования администрации городского округа Тольятти Лебедевой Ларисы Михайловны (далее - Лебедева Л.М.) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Самарского областного суда от 10 августа 2023 года вышеуказанное постановление судьи районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановлением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 10 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 13 декабря 2023 года, руководитель Департамента образования администрации г.о. Тольятти Лебедева Лариса Михайловна (далее - Лебедева Л.М.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Лебедева Л.М. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объёме.
Проверив материалы дела, с учётом доводов жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как усматривается из материалов дела, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным заместителем прокурора Центрального района г. Тольятти 20 февраля 2023 года, руководителю Департамента образования администрации городского округа Тольятти Лебедевой Л.М. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении 20 января 2023 года порядка и условий предоставления и расходования межбюджетных трансферов представленных из бюджета Самарской области на основании соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области, заключённого 4 марта 2022 года между Министерством образования и науки Самарской области и Администрацией городского округа Тольятти.
20 февраля 2023 года дело направлено на рассмотрение в Центральный районный суд города Тольятти Самарской области.
В силу части 1 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных названным кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного кодекса, судьями (мировыми судьями) (пункт 1); органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 названного кодекса (пункт 6).
Согласно части 1.1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 названного кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
При этом частью 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 названного кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают, в том числе дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.15.3 названного кодекса (в пределах своих полномочий).
В рассматриваемом случае положения частей 1.1, 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменимы, поскольку дело возбуждено прокурором, а также в материалах дела не имеется данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что оно передано на рассмотрение судье Центрального районного суда города Тольятти Самарской области в порядке части 2 статьи 23.1 названного кодекса. Данное дело об административном правонарушении в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение передано не было, соответствующее определение о передаче дела на рассмотрение судье им не выносилось. Следовательно, рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении не отнесено к компетенции судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области.
Таким образом рассмотрение дела осуществлено с нарушением требований подсудности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 мая 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 10 августа 2023 года, постановление судьи Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 10 октября 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 13 декабря 2023 года в отношении руководителя Департамента образования администрации г.о. Тольятти Лебедевой Л.М. подлежат отмене.
Исходя из положений статей 28, 29, 31, 265, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контрольные функции в отношении средств бюджета соответствующего уровня.
Данное дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждено в отношении руководителя Департамента образования администрации городского округа Тольятти Лебедевой Л.М. заместителем прокурора по факту нарушения порядка и условий предоставления и расходования межбюджетных трансферов бюджета Самарской области.
Постановлением правительства Самарской области от 11 октября 2018 года N 585 утверждено Положение о государственной инспекции финансового контроля Самарской области (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1 Положения Инспекция является органом исполнительной власти Самарской области, образованным Правительством Самарской области для осуществления внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1.2 Положения установлено, что на Инспекцию возлагается в числе прочего осуществление в пределах компетенции Инспекции внутреннего государственного финансового контроля; выявление и пресечение совершения нарушений в финансово-бюджетной сфере и в сфере закупок в пределах компетенции Инспекции.
В ведении Инспекции находятся внутренний государственный финансовый контроль в пределах компетенции Инспекции (пункт 2.1).
Как следует из подпункта 6 пункта 2.2 Положения, Инспекция осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 27.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.
Исходя из анализа норм названного положения, пункта 6 части 1 статьи 22.1, части 1 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях данной категории уполномочены рассматривать в пределах своей компетенции органы исполнительной власти Самарской области, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий). В силу перечисленных выше норм таким органом является государственная инспекция финансового контроля Самарской области.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, датой совершения административного правонарушения является 20 января 2023 года, следовательно срок давности привлечения Лебедевой Л.М. к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истёк.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах дело подлежит направлению на рассмотрение в Государственную инспекцию финансового контроля Самарской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 мая 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 10 августа 2023 года, постановление судьи Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 10 октября 2023 года, решение судьи Самарского областного суда от 13 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Департамента образования администрации г.о. Тольятти Лебедевой Ларисы Михайловны отменить.
Дело направить на рассмотрение в Государственную инспекцию финансового контроля Самарской области.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что дело об административном правонарушении в отношении должностного лица было рассмотрено с нарушением правил подсудности, так как оно не было передано в уполномоченный орган. В результате все предыдущие судебные акты отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию финансового контроля.