Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника Фарраховой Гузель Наркисовны, действующей на основании доверенности в интересах администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан на вступившие в законную силу постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Янаульского межрайонного отделения судебных приставов ГУФССП России по Республике Башкортостан N 02027/23/209620 от 23 августа 2023 года, решение судьи Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 17 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2024 года, вынесенные в отношении администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Янаульского межрайонного отделения судебных приставов ГУФССП России по Республике Башкортостан N 02027/23/209620 от 23 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 17 ноября 2023 года, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2024 года, администрация муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Фаррахова Гузель Наркисовна, действующая на основании доверенности в интересах администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, на основании исполнительного листа ФС N выданного 18 января 2023 года Янаульским районным судом Республики Башкортостан, на вступивший 22 сентября 2022 года в законную силу судебный акт, заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Янаулу и Янаульскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан 9 февраля 2023 года возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан об обязании предоставить ФИО2, 06.09.2021 года рождения, уроженца г. Янаул Республики Башкортостан, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Постановление получено должником 9 февраля 2023 года (л.д. 39).
Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок не были исполнены.
17 марта 2023 года заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Янаулу и Янаульскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан в отношении Администрации вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. 40).
Заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Янаулу и Янаульскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан вынесено требование о назначении должнику нового срока исполнения исполнительного документа до 31 марта 2023 года, которое получено должником 24 марта 2023 года (л.д. 42).
15 августа 2023 года заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по г. Янаулу и Янаульскому району ГУФССП России по Республике Башкортостан в отношении Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан составлен протокол N-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в дальнейшем 23 августа 2023 года Администрация привлечена к административной ответственности с наложением административного штрафа.
Фактические обстоятельства вменяемого Администрации административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствии представителя Администрации, надлежащим образом извещенной 11 августа 2023 года (л.д. 43).
Протокол направлен в адрес Администрации и получен 18 августа 2023 года (л.д. 45).
Дело рассмотрено должностным лицом без участия представителя Администрации, надлежащим образом извещенной 18 августа 2023 года (л.д. 46).
Постановление направлено в адрес Администрации и получено 4 сентября 2023 года (л.д. 47).
Деяние Администрации правильно квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами должностного лица и судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения Администрации к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции правомерно признали, что Администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Факт неисполнения должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, установлен должностным лицом и судебными инстанциями на основании исследования совокупности перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, признанных достаточными для его подтверждения и согласующимися между собой.
Данных о том, что исполнение вступившего в законную силу решения суда отсрочено или приостановлено суду не представлено.
Длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя и приводит к нарушению его права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, что является достаточным основанием для привлечения Администрации к административной ответственности по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные заявителем жалобы обстоятельства об отсутствии бюджетного финансирования не свидетельствуют об отсутствии обязанности должника по исполнению требований судебного акта.
Сведений о том, что должником были приняты своевременно все зависящие от него меры, направленные на исполнение решения суда, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что Администрация неоднократно обращалась с заявлениями в Госкомитет и Правительство Республики Башкортостан по вопросу выделения дополнительных денежных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, для исполнения законодательства о социальных гарантиях детей-сирот по обеспечению их жилыми помещения по ранее вступившим в законную силу решениям судов, однако не свидетельствует о том, что приняты все зависящие от него меры для исполнения требования, содержащегося в настоящем исполнительном документе.
Кроме того, должник в установленном порядке не обращался с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда или приостановления исполнительного производства.
Право Администрации на защиту при производстве по делу не нарушено.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Янаульского межрайонного отделения судебных приставов ГУФССП России по Республике Башкортостан N 02027/23/209620 от 23 августа 2023 года, решение судьи Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 17 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2024 года, вынесенные в отношении администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Фарраховой Гузель Наркисовны, действующей на основании доверенности в интересах администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что администрация муниципального района виновна в неисполнении требований судебного пристава, что повлекло наложение административного штрафа. Жалоба о незаконности привлечения к ответственности была отклонена, так как доказательства подтверждают факт нарушения и отсутствие уважительных причин для неисполнения обязательств. Судебные акты оставлены без изменения.