Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу защитника-адвоката Закирова А.Р., действующего на основании ордера в интересах Зирегбе Езекиел на вступившие в законную силу постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2024 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 апреля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зирегбе Езекиел,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 апреля 2024 года, Зирегбе Езекиел признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России Республики Татарстан.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Закиров А.Р. ставит вопрос об отмене вынесенных по настоящему делу судебных постановлений, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением (все нормы в настоящем постановлении приводятся в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Зирегбе Езекиел к административной ответственности) признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу статьи 2 указанного закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного
гражданина.
В силу положений статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 26 марта 2024 года в 11 часов 00 минут в кабинете N 408 здания ОВМ УМВД России по Нижнекамскому району по адресу: Республика Татарстан, город Нижнекамск, улица Студенческая дом 25А в отделе по вопросам миграции был установлен гражданин "данные изъяты" Зирегбе Езекиел, который допустил нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации и в уклонении от выезда из Российской Федерации.
Так, Зирегбе Езекиел въехал на территорию Российской Федерации 25 января 2024 по визе со сроком пребывания до 23 марта 2024 года. По истечении определённого срока пребывания, территорию Российской Федерации Зирегбе Езекиел в нарушение требований пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ не покинул, документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации не имеет, с 24 марта 2024 года проживал на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания.
Совершенные Зирегбе Езекиел действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт нарушения режима пребывания (проживания) в Российской Федерации подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); докладной запиской (л.д. 3); письменными объяснениями Зирегбе Езекиел (л.д. 4); письменными объяснениями ФИО5 (л.д. 5); копией паспорта Зирегбе Езекиел (л.д. 6); уведомлением о прибытии иностранного гражданина (л.д. 7) и другими доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Зирегбе Езекиел деяние, а именно нарушение им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации и в уклонении от выезда из Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Зирегбе Езекиел, не содержащие уголовно наказуемого деяния, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьи 26.1 данного Кодекса.
Жалоба на постановление рассмотрена вышестоящей судебной инстанцией в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объёме, решение судебной инстанции требованию статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует в полной мере.
Выводы предыдущих судебных инстанций об отсутствии у Зирегбе Езекиел права на пребывание или проживание в Российской Федерации являются правильными.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель в обоснование незаконности привлечения Зирегбе Езекиел к административной ответственности ссылается на то, что на дату составления протокола об административном правонарушении Зирегбе Езекиел не нарушал часть 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Данный довод жалобы защитника не может быть принят во внимание, поскольку защитником не учтено, что Зирегбе Езекиел не обвинялся и не был признан виновным в нарушении части 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в силу прямого указания закона, а именно статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ не определяется сроком регистрации иностранного гражданина по месту пребывания. По настоящему делу не имеется сведений продлены срок действия визы, выдаче новой визы, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство. Равным образом не имеется сведений о том, что у Зирегбе Езекиел приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, или заявление о выдаче вида на жительство.
Вопреки утверждению подателя жалобы событие административного правонарушения, инкриминированного в вину Зирегбе Езекиел, изложено в протоколе об административном правонарушении в соответствии с диспозицией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является конкретизированным.
Ссылка подателя жалобы на то, что установленный судебными инстанциями срок уклонения от выезда является незначительным и составляет 1 день, выводы предыдущих судебных инстанций об отсутствии у Зирегбе Езекиел законного права на пребывание в Российской Федерации не опровергает.
Утверждение защитника о том, что выдворение Зирегбе Езекиел за пределы Российской Федерации является чрезмерно суровым и нарушает его право на уважение личной и семейной жизни, так как на территории Российской Федерации проживает его супруга, изменение постановления и решения в части назначенного иностранному гражданину административного наказания не влечет.
Следует указать, что данный довод был предметом рассмотрения судьи Верховного Суда Республики Татарстан, оснований для признания его заслуживающими внимания установлено не было, мотивы, по которым доводы признаны несостоятельными, подробно приведены в решении и сомнений в своей обоснованности не вызывают.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на её территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за её пределы, на что обоснованно указал в решении судья Верховного Суда Республики Татарстан.
Обстоятельств, указанных в части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которых дает основание для не назначения административного наказания в виде административного выдворения в материалах дела не имеется и совместно с настоящей жалобой не представлено.
Вопреки доводу жалобы право Зирегбе Езекиел на защиту нарушено не было.
При рассмотрении настоящей жалобы на основании данных, предоставленных Верховным Судом Республики Татарстан, установлено, что 2 апреля 2024 года в день рассмотрения жалобы на постановление информация о рассмотрении жалобы в 13 часов 00 минут в зале N 19 Верховного Суда Республики Татарстан была размещена на информационном стенде, расположенном на первом этаже здания. Рассмотрение жалобы состоялось в указанное время в зале N 19 в отсутствии лиц, участвующих в деле, при наличии сведений об их извещении о времени и месте рассмотрения жалобы.
При этом, как следует из решения суда второй инстанции, все доводы жалобы, в том числе о наличии у Зирегбе Езекиел на территории Российской Федерации супруги и стойких социальных связей были рассмотрены и получили оценку.
Назначение Зирегбе Езекиел дополнительного наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и её соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следует признать, что административное наказание назначено Зирегбе Езекиел в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Использование такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как помещение Зирегбе Езекиел в специализированное учреждение Центр временного содержания иностранных граждан, предусмотренное Федеральным законом N 115-ФЗ, осуществлено в соответствии требованиями части 5 статьи 3.10, части 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применено судьей городского суда с соблюдением критериев обоснованности, пропорциональности и разумности, в целях исполнения назначенного иностранному гражданину административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, который в том числе легального источника дохода не имеет.
Постановление о привлечении Зирегбе Езекиел к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок привлечения Зирегбе Езекиел к административной ответственности не нарушен.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных постановлений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 27 марта 2024 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 апреля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зирегбе Езекиел оставить без изменения, а жалобу защитника-адвоката Закирова А.Р. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал иностранного гражданина виновным в административном правонарушении за отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание в России, и уклонение от выезда по истечении срока визы. Судебные инстанции оставили в силе решение о назначении административного штрафа и выдворении за пределы страны, отклонив доводы защиты о нарушении прав и законности привлечения к ответственности.