N 88А-14244/2024
УИД 16RS0046-01-2018-004732-72
13 июня 2024 года город Самара
Судья судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции Карякин Е.А, рассмотрев поданную 22 апреля 2024 года кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее также - Комитет земельных и имущественных отношений), Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее также - Исполнительный комитет) на определение Вахитовского районного суда города Казани от 16 октября 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 марта 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства по административному делу N 2а-3411/2018 по административному исковому заявлению Галимовой Рузы Исмагиловны к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани и муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности поставить на учет, включить в отдельный список граждан, имеющих первоочередное (преимущественное) право на получение земельных участков для ведения садоводства и огородничества, предоставить списки граждан с указанием очередности,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет и Комитет земельных и имущественных отношений обратились в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N-ИП, возбужденного Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по "адрес" на основании исполнительного документа, выданного Вахитовским районным судом "адрес".
В обоснование заявления указано, что решением Вахитовского районного суда "адрес" Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу Nа-3411/2018 удовлетворены административные исковые требования ФИО1 к исполнительному комитету муниципального образования "адрес" об устранении допущенных нарушений прав ФИО1 путем приема документов для регистрации и постановки на учет нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества, предоставления списков граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с указанием очередности ФИО1 в данном списке.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по "адрес" (далее - Межрайонный ОСП ГУ ФССП России по "адрес") в отношении исполнительного комитета муниципального образования "адрес" возбуждено исполнительное производство N ПИП.
Во исполнение вышеуказанного решения суда, Исполнительным комитетом приняты и рассмотрены документы ФИО1 для регистрации и постановки ее на учет граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества.
По итогам рассмотрения заявления установлено, что Галимовой Р.И. в период с марта 2013 года по декабрь 2014 года осуществлены сделки по продаже земельных участков с видом разрешенного использования "садоводство", находящихся в составе садового некоммерческого товарищества и принадлежащих ей на праве собственности.
В связи с отсутствием оснований для признания Галимовой Р.И. нуждающейся в получении садового участка, письмом от 25 января 2019 года N 13284/2018/исх-05-03-09 ей было отказано в регистрации заявления и постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении земельного участка.
Поскольку Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ), предусматривающий регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведении очередности их предоставления утратил силу, в настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" у исполнительного комитета муниципального образования города Казани отсутствует реальная возможность исполнить решение суда от 4 апреля 2018 года.
Ссылаясь на данные обстоятельства Исполнительный комитет и Комитет земельных и имущественных отношений просили прекратить исполнительное производство.
Определением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 марта 2024 года, в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Исполнительный комитет и Комитет земельных и имущественных отношений, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, ставят вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов и просят удовлетворить заявление о прекращении исполнительного производства.
В обоснование кассационной жалобы указано на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества.
Изучив материал, доводы кассационной жалобы, судья суда кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Разрешая вопрос о прекращении исполнительного производства и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что доказательств реальной и объективной утраты возможности исполнения вступившего в законную силу судебного акта заявителями представлено не было; предусмотренные законом основания для прекращения исполнительного производства отсутствуют; само по себе изменение законодательства, предусматривающего порядок и процедуру предоставления гражданам садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не свидетельствует об утрате возможности исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Указанный вывод судов первой и апелляционной инстанций является верным, а оспаривающие его доводы подателей кассационной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что Федеральный закон N 66-ФЗ, предусматривающий регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведение очередности их предоставления, утратил силу, не свидетельствует о невозможности исполнения решения Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 4 апреля 2018 года, поскольку право на получение соответствующего земельного участка возникло у гражданина во время действия соответствующего закона, а потому изменение в правовом регулировании не влияет на объем прав административного истца и впоследствии взыскателя.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные обжалуемые судебные акты сомнений в их законности не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь частью 3 статьи 327.1, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Вахитовского районного суда города Казани от 16 октября 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Е.А. Карякин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.