Дело N 88-13339/2024
21 июня 2024 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бросовой Н.В, рассмотрев единолично кассационное представление Прокуратуры Республики Марий Эл на решение и.о. мирового судьи судебного участкаN1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка N10 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 5 октября 2023 года и апелляционное определение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 января 2024 года по гражданскому делу N 2-2833/2023 по иску прокуратуры Республики Марий Эл в интересах Очеева Эрика Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республики Марий Эл о компенсации расходов на приобретение технических средств реабилитации в сумме 10943 рублей 62 копеек,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Республики Марий Эл обратилась к мировому судье в интересах Очеева Э.П. с исковым заявлением, в котором просила взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Фонд) компенсацию расходов на приобретение технических средств реабилитации (далее - TCP) инвалида в сумме 10943, 62 руб. В обоснование требований указано, что Очеев Э.П. является инвалидом третьей группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида ему рекомендованы слуховой аппарат с вкладышем. Очеев Э.П. обратился в Фонд с заявлением о компенсации расходов за самостоятельно приобретенные им технические средства с приложением кассовых чеков. Однако в удовлетворении заявления Очееву Э.П. необоснованно отказано со ссылкой на их приобретение до утверждения индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, что послужило основанием обращения в суд с настоящим иском.
Решением и.о. мирового судьи судебного участкаN1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка N10 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 5 октября 2023 года в исковых требованиях прокуратуры Республики Марий Эл в интересах Очеева Эрика Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республики Марий Эл о компенсации расходов на приобретение технических средств реабилитации в сумме 10943 рублей 62 копеек, отказано.
Апелляционным определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 января 2024 года решение и.о. мирового судьи судебного участкаN1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка N10 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 5 октября 2023 года оставлено без изменений.
В кассационном представлении Прокуратуры Республики Марий Эл, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
От ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республики Марий Эл поступили возражения.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Судом установлено, что Очеев Э.П. является инвалидом третьей группы с 3 декабря 2021 года бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы от 6 декабря 2021 года N 1349.8.12/2021 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от 6 декабря 2021 года N 1913.8.12/2021, Очееву Э.П. рекомендованы следующие TCP: слуховой аппарат цифровой заушный мощный (1 шт.) и вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата) (1 шт.).
21 декабря 2021 года Очеев Э.П. обратился в ГУ-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл с заявлением о компенсации расходов за самостоятельно приобретенные им TCP на общую сумму в размере 26775 рублей (25175 рублей слуховой аппарат, 1600 рублей вкладыш).
Письмом от 29 декабря 2021 года в компенсации расходов Очееву Э.П. отказано, поскольку на момент им приобретения TCP отсутствовали действующие рекомендации по проведению реабилитационных мероприятий.
24 января 2022 года Очеев Э.П. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил обеспечить его рекомендованными индивидуальной программой реабилитации или абилитации TCP, в том числе слуховым аппаратом цифровым заушным мощным и вкладышем ушным индивидуального изготовления (для слухового аппарата).
Данные технические средства реабилитации получены Очеевым Э.П. лично 9 февраля 2022 года и 1 марта 2022 года.
В настоящее время они также находятся у истца.
Разрешая заявленные требования, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) представленные по делу доказательств, мировой судья, установил, что написав 24 января 2022 года заявление на получение технических средств реабилитации и получив их, Очеев Э.П. по своему усмотрению изменил избранный им первоначально способ реализации государственной услуги с денежного на натуральный; истец в установленном законом порядке был обеспечен рекомендованными ему техническими средствами реабилитации, пришел к выводу о том, что право на поучение компенсации за самостоятельно приобретенные в октябре-ноябре 2021 года технические средства реабилитации у Очеева Э.П. отсутствует.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, указав, что технические средства реабилитации приобретены Очеевым Э.П. до разработки ИПРА 6 декабря 2021 года и на дату приобретения не были рекомендованы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в качестве реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма истца, в связи с чем ему обоснованно отказано в выплате компенсации указанных расходов. 24 января 2022 года Очеев Э.П. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил обеспечить его рекомендованными в ИПРА техническими средствами реабилитации, в том числе слуховым аппаратом и ушным вкладышем, в натуральной форме. Обязательство по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации ответчиком исполнено в полном объеме 9 февраля 2022 года и 1 марта 2022 года. Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить истцу компенсацию расходов на приобретение TCP не имеется, в виду того, что TCP Очеев Э.П. получил в натуральной форме, по своей инициативе изменив избранный им способ реализации государственной услуги с денежной на натуральную.
Выводы судов являются законными, основаны на исследованных доказательствах, которым дана оценка в их совокупности.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу п.5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Как установлено судами, истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему ТСР, которое им было получено.
Доводы о том, что он обращался с заявлением о компенсации ему расходов за самостоятельное приобретение им ТСР и ему незаконно было отказано, были предметом оценки судов предыдущих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.
Приказом Министерства труд и социальной защиты Российской Федерации от 26 июля 2023 года N 603н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации. Данным порядком установлено, что компенсация инвалиду (ветерану) выплачивается на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, а также иных документов, предусмотренных настоящим пунктом. При подаче инвалидом (ветераном) или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, удостоверяющие личность инвалида (ветерана) или личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), на подачу заявления (доверенность, оформленная в простой письменной форме) или документ, подтверждающий статус законного представителя, а также документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги инвалидом (ветераном) за собственный счет (далее - документы, подтверждающие расходы). Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (заключения), документов, подтверждающих расходы, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил), а также средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) однородной услуги.
Как правомерно указано судами, гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет. Как установлено судами, 24 января 2022 года Очеев Э.П. обратился к ответчику с заявлением, в котором просил обеспечить его рекомендованными в ИПРА техническими средствами реабилитации, в том числе слуховым аппаратом и ушным вкладышем, в натуральной форме. Обязательство по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации ответчиком исполнено в полном объеме 9 февраля 2022 года и 1 марта 2022 года. Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить истцу компенсацию расходов на приобретение TCP не имеется, в виду того, что TCP Очеев Э.П. получил в натуральной форме, по своей инициативе изменив избранный им способ реализации государственной услуги с денежной на натуральную.
Остальные, перечисленные в кассационном представлении доводы, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ. Однако судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Оспариваемые судебные постановления вынесены с соблюдением норм процессуального права в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется, а поэтому основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Доводы заявителя жалобы по существу повторяют пояснения истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции и доводы апелляционной инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и их переоценке, не содержат фактов, которые влияют на законность и обоснованность принятого решения, либо опровергали выводы суда.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Выводы судов мотивированы и в кассационном представлении по существу не опровергнуты, так как никаких нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов первой и апелляционной инстанций из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участкаN1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл - мирового судьи судебного участка N10 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 5 октября 2023 года и апелляционное определение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 января 2024 года оставить без изменения, кассационное представление Прокуратуры Республики Марий Эл без удовлетворения.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции Н.В Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.