Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Никоновой О.И, Штырлиной М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Амирова Р.Р. на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 марта 2024 г. по гражданскому делу N 2-8165/2023 по иску Амирова Р.Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Амиров Р.Р. обратился в суд с вышеназванным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан. В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ Отделом установления пенсий N 11 ОСФР по РТ (города Нижнекамск) вынесено решение об отказе в назначении страховой пенсии N. В своем ответе Отдел установления пенсий N 11 ОСФР по РТ ссылается на отсутствие требуемого стажа 42 года, выработано "данные изъяты" на 31 декабря 2022 г. При этом пенсионным органом отказано во включении в пенсионный стаж периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в Керамзитовом заводе Республики Узбекистан ("данные изъяты"), с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в ПМК-4 треста "Каршинпромжилстрой" Республики Узбекистан ("данные изъяты"), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в промысловом предприятии "Шуртангаз" Республики Узбекистан ("данные изъяты"). С учетом периода, который не был включен в пенсионный стаж, который составляет "данные изъяты", на момент обращения с заявлением о назначении пенсии стаж Амирова Р.Р. составлял более 42 лет. Сведения о трудовой деятельности в спорные периоды подтверждаются архивными справками, записями в трудовой книжке.
На основании изложенного истец просил суд признать незаконным решение Отдела установления пенсий N 11 ОСФР по РТ (города Нижнекамск) об отказе во включении в длительный пенсионный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в Керамзитовом заводе Республики Узбекистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в ПМК-4 треста "Каршинпромжилстрой" Республики Узбекистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в промысловом предприятии "Шуртангаз" Республики Узбекистан и включить указанные периоды работы в страховой стаж; взыскать госпошлину в размере 300 руб.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 7 декабря 2023 г. (с учетом определения суда об исправлении описки от 22 декабря 2023 г.), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 марта 2024 г, исковое заявление Амирова Р.Р. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Амиров Р.Р. просит отменить решение суда первой инстанции от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение от 21 марта 2024 г. как постановленные с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает на то, что судами не учтены доводы истца о действии в спорные периоды трудовой деятельности Амирова Р.Р. норм права, определяющих включение в страховой стаж периодов трудовой деятельности в пределах Республики Узбекистан, а также на то, что соглашение СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. после утраты им юридической силы с 1 января 2023 г. сохраняет свое значение для разрешения вопроса об исчислении трудового стажа, имевшего место в период действия Соглашения.
В письменном ходатайстве представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан просит не удовлетворять кассационную жалобу истца и оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены оспариваемых судебных постановлений по доводам жалобы не установлены.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, истец обратился в адрес ответчика с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 14 марта 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8, пунктом 1.2 части 1 статьи 8, с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
22 ноября 2023 г. решением Отделения СФР по РТ N истцу повторно отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что заявитель не достиг общеустановленного пенсионного возраста, а так же в соответствии с части 1.2 статьи 8 Закона N400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого страхового стажа "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выработано "данные изъяты" (при условии сдачи индивидуальных сведений за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без учета отвлечений и поступления ответов на запросы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из Республики Узбекистан страховой стаж составит "данные изъяты"
Указанными решениями в длительный страховой стаж истца, в том числе, не включены оспариваемые периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в Керамзитовом заводе Республики Узбекистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в ПМК-4 треста "Каршинпромжилстрой" Республики Узбекистан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в промысловом предприятии "Шуртангаз" Республики Узбекистан.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Соглашения от 13 марта 1992 г.."О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Федеральным законом от 11 июня 2022 г..N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г..", части 3 статьи 2, части 1 статьи 4, частей 1 и 1.2 статьи 8, части 1 статьи 11, статьи 12, части 9 статьи 13, части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и исходил из того, что спорные периоды работы имели место на территории Республики Узбекистан, то есть в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность не на территории Российской Федерации, страховые взносы не начислялись и не уплачивались в Пенсионный фонд Российской Федерации, Суды первой и апелляционной инстанции также обоснованно указали, что Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 г..; у Российской Федерации с Республикой Узбекистан отсутствует международный договор в области пенсионного обеспечения.
Трудовой стаж по трудовому договору, имевшему место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 г, с применением норм пенсионного законодательства Российской Федерации, при этом возможность включения в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, то есть в льготный стаж как условия назначения досрочной пенсии, периодов в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ, имевших место на территории иностранных государств, за пределами Российской Федерации в соответствии с условиями международных соглашений законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в отличие от правил исчисления страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости по общим основаниям по части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и оценив их с учётом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о зачете периодов работы истца на территории бывшей союзной республики - Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данные выводы судебных инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
В обжалуемых судебных актах приведено исчерпывающее толкование норм материального права (Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13 марта 1992 г, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") подлежащих применению к спорным отношениям, не согласиться с которым у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 названного Закона).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Из указанного следует, что в страховой стаж для досрочного назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ включаются только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (частью 1 статьи 11 Федерального закона), а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г, подписанным, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (13 марта 1992 г.).
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Соглашение от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" денонсировано Российской Федерацией путем принятия Федерального закона от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Соглашение прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 г.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Содержание приведенных положений свидетельствует о том, что законодатель не предусмотрел возможности включения в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, то есть в льготный стаж как условия назначения досрочной пенсии, периодов в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона N400-ФЗ, имевших место на территории иностранных государств, за пределами Российской Федерации в соответствии с условиями международных соглашений, в отличие от правил исчисления страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости по общим основаниям по части 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ.
Проанализировав представленные доказательства, установив что спорные периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место на территории Республики Узбекистан, за этот период не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что данные периоды не подлежат включению в страховой стаж, дающий право на страховую пенсию по старости согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Довод кассационной жалобы истца о том, что в момент трудовой деятельности Амирова Р.Р. действовали нормы права, определяющие включение в страховой стаж периода трудовой деятельности в пределах Республики Узбекистан, не может служить поводом к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергает выводы судебных инстанций по обстоятельствам дела.
Довод заявителя жалобы о том, что соглашение СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. после утраты им юридической силы с 1 января 2023 г. сохраняет свое значение для разрешения вопроса об исчислении трудового стажа, имевшего место в период действия конвенции, направлен на иное, субъективное толкование норм материального права.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 7 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Амирова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи О.И. Никонова
М.Ю. Штырлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.