Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Непопалова Г.Г, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 марта 2024 года по гражданскому делу N 2-3308/2023 по иску Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области М, истца Н, представителей истца Р, Т, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Н. обратилась в суд с иском к ответчику Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что 19.12.2022 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях". 30.12.2022 ответчиком вынесено решение об отказе Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия стажа в качестве водителя автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 15 лет. Согласно решению Фонда, льготный стаж истца на дату обращения составляет 09 лет 04 месяца 04 дня. Истец считает, что периоды, указанные в исковом заявлении незаконно, были не учтены ответчиком, поскольку, несмотря на то, что истец работала не полную рабочую неделю, но вырабатывала недельную норму рабочего времени для водителей трамваев.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать ответчика включить в её страховой стаж периоды работы: с 15.10.2007 г. по 30.10.2007 г, с 01.05.2008 г. по 30.10.2008 г, с 01.02.2009 г. по 28.02.2009 г, с 01.04.2009 г. по 30.04.2009 г, с 01.06.2009 г. по 30.10.2009 г, с 01.12.2009 г. по 31.12.2009 г, с 01.02.2010 г. по 31.07.2010 г, с 01.09.2010 г. по 31.12.2010 г, с 01.02.2011 г. по 30.06.2011 г... с 01.08.2011 г, по 30.11.2011 г, с 01.02.2012 г. по 31.03.2012 г, с 01.06.2012 г. по 31.08.2012 г, с 01.11.2012 г. по 30.11.2012 г, с 01.02.2013 г. по 30.04.2013 г, с 01.10.2013 г. по 31.10.2013 г... с 01.12.2013 г. по 31.12.2013 г, с 01.01.2014 г. по 31.01.2014 г, с 01.03.2014 г. по 31.03.2014 г, с 01.05.2014 г. по 31.05.2014 г, с 01.07.2014 г. по 31.07.2014 г, с 01.02.2015 г. по 28.02.2015 г, с 01.05.2015 г. по 30.06.2015 г, с 01.08.2015 г. по 31.08.2015 г, с 01.03.2016 г. по 30.04.2016 г, с 01.06.2016 г. по 31.07.2016 г, с 1.02.2017 г. по 28.02.2017 г, с 01.04.2017 г. по 30.04.2017 г, с 01.06.2017 г. по 30.06.2017 г, с 01.08.2017 г. по 31.08.2017 г, с 01.11.2017 г. по 30.11.2017 г, с 01.01.2018 г. по 28.02.2018 г, с 01.04.2018 г. по 30.04.2018 г, с 01.06.2018 г. по 31.07.2018 г, с 01.10.2018 г. по 31.10.2018 г, с 01.12.2018 г. по 31.12.2018 г, с 01.01.2019 г. по 28.02.2019 г, с 01.04.2019 г. по 30.04.2019 г, с 01.07.2019 г. по 31.08.2019 г, с 01.10.2019 г. по 30.10.2019 г, с 01.07.2020 г. по 31.07.2020 г, с 01.09.2020 по 30.11.2020 г, с 01.01.2021 г. по 31.01.2021 г, назначить Н. досрочную страховую пенсию по старости с 26.12.2022 г.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 04 сентября 2023 года исковое заявление Н. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 марта 2024 года решение суда первой инстанции отменено в части.
Суд апелляционной инстанции обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области включить в специальный стаж Н, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 15.10.2007 по 30.10.2007, с 01.05.2008 по 30.10.2008, с 01.02.2009 по 28.02.2009, с 01.04.2009 по 30.04.2009, с 01.06.2009 по 30.10.2009, с 01.12.2009 по 31.12.2009, с 01.02.2010 по 31.07.2010, с 01.09.2010 по 31.12.2010, с 01.02.2011 по 30.06.2011, с 01.08.2011 по 30.11.2011, с 01.02.2012 по 31.03.2012, с 01.06.2012 по 31.08.2012, с 01.11.2012 по 30.11.2012, с 01.02.2013 по 30.04.2013, с 01.10.2013 по 31.10.2013, с 01.12.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.01.2014, с 01.03.2014 по 31.03.2014, с 01.05.2014 по 31.05.2014, с 01.07.2014 по 31.07.2014, с 01.02.2015 по 28.02.2015, с 01.05.2015 по 30.06.2015, с 01.08.2015 по 31.08.2015, с 01.03.2016 по 30.04.2016, с 01.06.2016 по 31.07.2016, с 1.02.2017 по 28.02.2017, с 01.04.2017 по 30.04.2017, с 01.06.2017 по 30.06.2017, с 01.08.2017 по 31.08.2017, с 01.11.2017 по 30.11.2017, с 01.01.2018 по 28.02.2018, с 01.04.2018 по 30.04.2018, с 01.06.2018 по 31.07.2018, с 01.10.2018 по 31.10.2018, с 01.12.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 28.02.2019, с 01.04.2019 по 30.04.2019, с 01.07.2019 по 31.08.2019, с 01.10.2019 по 30.10.2019, с 01.07.2020 по 31.07.2020, с 01.09.2020 по 30.11.2020, с 01.01.2021 по 31.01.2021 в качестве водителя трамвая на регулярных пассажирских маршрутах в МП г.о.Самара "Трамвайно-троллейбусное управление".
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Самары от 04 сентября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области просит отменить апелляционное определение как незаконное и необоснованное ссылаясь на то, что по уточняющей справке работодателя спорные периоды, включенные судом апелляционной инстанции, обозначены как период работы в режиме неполной рабочей недели, сведения индивидуального лицевого счета переданы работодателем без кода льготы. По мнению заявителя жалобы, указанные периоды работы в режиме неполной рабочей недели, установленные работодателем по заявлению Н, права на досрочное пенсионное обеспечение не предоставляют.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил оставить в силе решение суда первой инстанции.
Истец и его представители просили отказать в удволетворении кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела что 19.12.2022 Н. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как лицо, имеющее периоды работы в качестве водителя трамвая.
Решением ответчика N от 30.12.2022 истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Из указанного решения следует, что в общей сложности стаж на соответствующих видах работ по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Н. составляет 8 лет 1 месяц 19 дней (т.2 л.д. 88-89).
В стаж на соответствующих видах работ в качестве водителя трамвая 3-2-1 класса на регулярных городских пассажирских маршрутах засчитаны периоды работы: с 15.04.2000 по 26.04.2000, 29.04.2000 по 28.08.2007, 01.03.2021 по 14.04.2021, 01.05.2021 по 29.06.2021, 01.07.2021 по 27.07.2021, 29.07.2021 по 03.08.2021, 05.08.2021 по 10.08.2021, 12.08.2021 по 26.10.2021, 29.10.2021 по 31.12.2021 в МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление".
Не зачтены в специальный стаж, периоды работы Н. в МП г.о. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" с 15.10.2007 по 28.02.2021 в качестве водителя трамвая, так как в данный период Н. работала в режиме неполной рабочей недели, кроме того, не включены периоды отпусков без сохранения заработной платы Согласно трудовой книжке N Н. 15.04.2000 принята на работу МП г.о. Самара "ТТУ" в качестве водителя трамвая 3 класса, где продолжает работать по настоящее время.
Согласно справке, уточняющей характер работы, от 02.06.2022 N, выданной МП г.о. Самара "ТТУ", в специальный стаж Н. не подлежат включению периоды работы с 15.10.2007 по 28.02.2021, поскольку он осуществлялся в период неполной рабочей недели с предоставлением дополнительных выходных дней по личному заявлению истца (Приказ N от 15.10.2007).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемые периоды истец работала в качестве водителя трамвая с МП г.о. Самара "ТТУ" с 15.10.2007 по 31.01.2021 в режиме неполной рабочей недели по собственному желанию. Представленные работодателем документы не подтверждают занятость истца в качестве водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах в режиме полной рабочей недели, дающих право на пенсию на льготных условиях. В МП г.о. Самара "ТТУ" не вводился режим неполной рабочей недели в связи с сокращением производства, в связи, с чем у работодателя отсутствовали основания, предусмотренные действующим законодательством для исчисления льготного стажа работников по фактически отработанному времени.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в льготный стаж истца периодов работы с 15.10.2007 по 31.01.2021 судебная коллегия указала, что спорные периоды могут быть зачтены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при условии установления постоянной занятости истца не менее 80 % рабочего времени в качестве водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах в МП г.о. Самара "ТТУ".
Дав собственную оценку представленным в материалы дела доказательствам, а также дополнительным доказательствам, приобщенным к материалам дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам установиласледующее.
Как следует из приказа N от 15.10.2007 МП г.о.Самара Н. приступила к работе из дополнительного отпуска по уходу за ребенком 15.10.2007 с неполной рабочей неделей и дополнительной стажировкой 140 часов. Приказом N от 01.11.2013 в связи с достигнутым соглашением сторон с 01.11.2013 Н. водителю трамвая 1 класса Кировского трамвайного дело установлен режим неполной рабочей недели с двумя выходными (суббота, воскресенье) в неделю до достижения ребенком 14 лет (23.05.2021) с оплатой пропорционально отработанному времени. Приказом N от 01.11.2017 в связи с достигнутым соглашением сторон с 01.11.2017 Н. водителю трамвая 1 класса Кировского трамвайного депо установлен режим неполной рабочей недели с одним выходным (суббота) и один выходной день согласно графика сменности до достижения ребенком 14 лет (23.05.2021) с оплатой пропорционально отработанному времени. Приказом N от 18.02.2021 с 01.03.2021 Н. водителю трамвая 1 класса Кировского трамвайного депо установлен режим шестидневной рабочей недели с предоставлением выходных по скользящему графику с оплатой пропорционально отработанному времени.
Таким образом, выходные дни были предоставлены Н. по определенному графику в связи с наличием ребенка в возрасте 14 лет, то есть вместо выходных по скользящему графику, а не в дополнении к тем, что полагаются. Работа Н. фактически осуществлялась по индивидуальному графику с установленной обычной нормой рабочего времени.
Анализ расчетных листков МП г.о. Самара "ТТУ" подтверждает факт работы Н. в спорный период в качестве водителя трамвая в режиме полного рабочего дня. Все трамвайные маршруты МП г.о. Самара "ТТУ" осуществляли движение согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок, на территории г.о. Самара. Работодателем в профессиограмме (справка о характере и условиях труда) Н. указано, что график работы сменный, продолжительность рабочей смены не более 12 часов, шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, и (или) пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Рабочее место - кабина трамвая. Водитель трамвая пребывает в условиях воздействия общей вибрации при движении трамвая и шума от работы приборов, и агрегатов.
Продолжительность рабочего времени исходя из нормы рабочего времени за месяц при нормальной продолжительности рабочей недели, с учетом нормы рабочего времени указанных в расчетных листках, по начислению заработной платы Н. с октября 2007 года по январь 2021 года, а также установленные в производственном календаре, в течение месяца (в расчет принимались дни отпуска и временной нетрудоспособности) в процентном соотношении составила: 2007 год: октябрь - 14 дней 92%, 2008 год: май 99%, июнь 94%, июль 98%, август 96%, сентябрь 98%, октябрь 92%, 2009 год: февраль 80%, апрель 96%, июнь 92%, июль 52% +очередной отпуск, август 32%+очередной отпуск, сентябрь 32% (б/л), октябрь 43% (б/л), декабрь 94%, 2010 год: февраль 48% (б/л), март 80, 52%, апрель 96%, май 91 %, июнь 51% очередной отпуск, июль 47% очередной отпуск, сентябрь 95%, октябрь 81%, ноябрь 96%, декабрь 44% (б/л), 2011 год: февраль 90%, март 83%, апрель 84%, май 84%, июнь 100%, август 50%+очередной отпуск, сентябрь б/л+очередной отпуск, октябрь 80, 25%, ноябрь 93%, 2012 год: февраль 94%, март 87%, май 96%, июнь 94%, июль 10%+ очередной отпуск, август 82%, ноябрь 100%, 2013 год: февраль 99%, март 79, 20% (б/л), июнь 100%, август 81%, октябрь 96%, декабрь 99%, 2014 год: январь 92%, март 100%, май 100%, июль 98%, 2015 год: февраль 72, 5% (б/л), май 80, 12%, июнь очередной отпуск, август 84%, 2016 год: март 85%, апрель 82%, июнь 30, 32%+очередной отпуск, июль очередной отпуск, 2017 год: февраль 81, 51%, апрель 81, 27%, июнь 87, 41%, август 89, 58%, ноябрь 95%, 2018 год: январь очередной отпуск, февраль 61%+ очередной отпуск, апрель 83, 73%, июнь 80, 51%, июль 85, 97%, октябрь 84, 63%, декабрь 58, 30%+очередной отпуск, 2019 год: январь очередной отпуск, февраль 72, 80% + очередной отпуск, апрель 87, 36%, июль 42, 55%+очередной отпуск, август очередной отпуск, октябрь 84, 57%, 2020 год: июль 40, 61% (б/л), сентябрь 81, 28%, октябрь 80, 41%, ноябрь 80, 06%, 2021 год: 42, 72% (б/л).
Факт работы истца в должности водителя трамвая, полная и постоянная занятость подтверждается первичными документами: табелями учета рабочего времени, расчетными ведомостями.
С учетом установленных по делу обстоятельств судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда пришла к выводу о том, что выданная работодателем справка, уточняющая характер работы от 02.06.2022 N и отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица кода особых условий труда при том положении, что в ходе судебного разбирательства установлен факт выполнения Н. в качестве водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах с занятостью более 80% рабочего времени за месяц, то есть работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не может являться основанием для отказа в защите нарушенного права истца на пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции установил, таким образом, что что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции в части, удовлетворив заявленные истцом требования о включении в стаж его льготной работы периодов работы с 15.10.2007 по 30.10.2007, с 01.05.2008 по 30.10.2008, с 01.02.2009 по 28.02.2009, с 01.04.2009 по 30.04.2009, с 01.06.2009 по 30.10.2009, с 01.12.2009 по 31.12.2009, с 01.02.2010 по 31.07.2010, с 01.09.2010 по 31.12.2010, с 01.02.2011 по 30.06.2011, с 01.08.2011 по 30.11.2011, с 01.02.2012 по 31.03.2012, с 01.06.2012 по 31.08.2012, с 01.11.2012 по 30.11.2012, с 01.02.2013 по 30.04.2013, с 01.10.2013 по 31.10.2013, с 01.12.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 31.01.2014, с 01.03.2014 по 31.03.2014, с 01.05.2014 по 31.05.2014, с 01.07.2014 по 31.07.2014, с 01.02.2015 по 28.02.2015, с 01.05.2015 по 30.06.2015, с 01.08.2015 по 31.08.2015, с 01.03.2016 по 30.04.2016, с 01.06.2016 по 31.07.2016, с 1.02.2017 по 28.02.2017, с 01.04.2017 по 30.04.2017, с 01.06.2017 по 30.06.2017, с 01.08.2017 по 31.08.2017, с 01.11.2017 по 30.11.2017, с 01.01.2018 по 28.02.2018, с 01.04.2018 по 30.04.2018, с 01.06.2018 по 31.07.2018, с 01.10.2018 по 31.10.2018, с 01.12.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 28.02.2019, с 01.04.2019 по 30.04.2019, с 01.07.2019 по 31.08.2019, с 01.10.2019 по 30.10.2019, с 01.07.2020 по 31.07.2020, с 01.09.2020 по 30.11.2020, с 01.01.2021 по 31.01.2021.
При включении спорных периодов в подсчет специального стажа (6 лет 3 месяца 14 дней), с учетом периодов, включенных в специальный стаж ответчиком на дату подачи заявления 19.12.2022 (8 лет 1 месяц 19 дней) у истца на момент обращения за назначением досрочной пенсии не образуется необходимый специальный стаж (14 лет 5 месяцев 3 дня), что не дает право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в этой части решение суда об отказе в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости оставлено без изменения.
Судебная коллегия кассационного суда с судом апелляционной инстанции о возможности включения вышеуказанных периодов в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015.
Пунктом 10 указанных Правил определено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии но старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах подлежит подтверждению.
Письмом Минтранса России от 2 июля 1992 г. N 13-пр, согласованным с Минсоцзащиты населения Российской Федерации (письмо от 1 июня 1992 г. N 1-2110-15) утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80% рабочего времени за месяц. Согласно пункту 2 Порядка подтверждение специального трудового стажа возможно на основании приказов о назначении на работу водителя регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
В соответствии с пунктом 4 раздела II Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. N 258н в тех случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных выше взаимосвязанных нормативных положений, при назначении Н. досрочной страховой пенсии по старости по пункту 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ периоды его работы в качестве водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах и постоянная в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) занятость на таких работах должны быть подтверждены документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными), в том числе, приказами о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевыми листами, а при их отсутствии - справками предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.). Следовательно, указанные выше документальные доказательства должны содержать сведения о работе истца в спорные периоды именно в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах и его постоянной в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени за месяц) занятости на таких работах.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В то же время, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом апелляционной инстанции на основании исследования совокупности доказательств (приказов работодателя, табелей учета рабочего времени, расчетные ведомости за спорный период и расчетные листки, графики работы, иные первичные документы, отражающие работу истца), отвечающих требованиям относимости и допустимости и не подвергаются сомнению, в спорные периоды Н. работала в качестве водителя трамвая в режиме полного рабочего дня, выполняя такую работу более 80% рабочего времени за месяц, что в полной мере согласуется с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 N258н и Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержденных Минтрансом России от 2 июля 1992 года N13-пр, согласованным с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 01.06.92 N 1-2110-15).
При этом также установлено, что работа в режиме неполной рабочей недели заключалась не сокращении продолжительности рабочего времени, а в предоставлении полагающихся выходных дней не по скользящему графику сменности, а в конкретные дни недели, согласованные с Н, при этом количество таких выходных дней, по сравнению с иными работниками не увеличивалось, норма рабочего времени соблюдалась.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обосновано признал, что работа Н. в спорные периоды в полной мере соответствует установленным приведенным выше нормативным требованиям и дает право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом отсутствие страховых взносов за спорный период, указание недостоверных сведений в индивидуальном лицевом счете истца, которое было допущено не по вине Н. не должно являться основанием к отказу во включении данных периодов в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
Доводы кассационной жалобы таким образом основаны на ошибочной оценке заявителем обстоятельств спорных правоотношений.
Между тем, у суда кассационной инстанции сомнений в законности выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы права применены судом правильно, вопреки доводам кассационной жалобы, всем представленным доказательствам, дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Мнение заявителя о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
При этом при разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе (трудовая книжка, уточняющая справка, сведения персонифицированного учета).
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, судом также не допущено, бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела распределено верно.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемого апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 5 марта 2024 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Г.Г. Непопалов
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.