Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Никоновой О.И. и Туляковой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Н. на решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 4 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 января 2024 года по гражданскому делу N 2-711/2023 по иску Н. к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан, Жилищной комиссии при Исполнительном комитете Кукморского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Среднекуморского сельского поселения Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными решения жилищной комиссии Исполкома района и распоряжения Исполкома поселения, обязании выделить субсидию на приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Кукморского района), Жилищной комиссии при Исполнительном комитете Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее - Жилищная комиссия Исполкома Кукморского района) и Исполнительному комитету Среднекуморского сельского поселения Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком Среднекуморского с.п.), указав в обоснование исковых требований, что истец является ветераном боевых действий и вправе претендовать на получение субсидии для улучшения жилищных условий. Решением Жилищной комиссии Исполкома Кукморского района от 17 марта 2021 года истцу было отказано в выделении субсидии на приобретения жилья в связи с отсутствием нуждаемости. Распоряжением Исполкома Среднекуморского с.п. от 23 апреля 2021 года истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий с 14 октября 2004 года и включении его в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет 14 октября 2004 года установлен решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-720/2020.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, Н. просил суд признать незаконными решение Жилищной комиссии Исполкома Кукморского района от 17 марта 2021 года и распоряжение Исполкома Среднекуморского с.п. N 7 от 23 апреля 2021 года, обязать выделить субсидию на приобретение жилья.
Решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 4 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 января 2024 года, в удовлетворении исковых требований Н. отказано.
В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Основаниями для отмены судебных актов истец указывает несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Истец Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ходатайство представителя истца об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи по рассмотрению кассационной жалобы, определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции оставлено без удовлетворения.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо - Т. и представитель третьего лица - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания третьи лица извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по доводам жалобы законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-720/2020 удовлетворено заявление прокурора Кукморского района Республики Татарстан, действовавшего в интересах Н, об установлении факта, имеющего юридическое значение. Суд постановилустановить факт признания Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий с 14 октября 2004 года, а также установить факт включения Н. в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет 14 октября 2004 года. В ходе рассмотрения дела N 2-720/2020 судом установлено, что учетное дело Н. утеряно, восстановить утраченные документы не представляется возможным. Решение Кукморского районного суда Республики Татарстан по гражданскому делу N 2-720/2020 вступило в законную силу 19 января 2021 года.
14 октября 2004 года Н. был включен в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Постановлением Главы муниципального образования "Кукморский муниципальный район" от 26 июня 2006 года N 65 (в редакции постановления от 19 декабря 2007 года N 134) "О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по социальному найму и по государственным жилищным программам" установлено, что учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
При проверке нуждаемости в улучшении жилищных условий истца по состоянию на 17 марта 2021 года Жилищной комиссией Исполкома Кукморского района установлено, что Н. зарегистрирован в составе семьи из 4-х человек в жилом доме, общей площадью 83, 7 кв.м, по адресу: Республика Татарстан, Кукморский район, "адрес". В указанном жилом доме проживают 10-ть человек. Супруге истца - Т. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 66 кв.м, расположенная по адресу: г. Казань, "адрес".
Решением Жилищной комиссии Исполкома Кукморского района Н. отказано в выделении субсидии на приобретение жилья в связи с отсутствием нуждаемости, поскольку на одного члена семьи истца приходится 24, 87 кв.м.
Решение Жилищной комиссии Исполкома Кукморского района оформлено протоколом от 17 марта 2021 года за N 3.
Распоряжением Исполкома Среднекуморского с.п. от 23 апреля 2021 года за N 7 Н. снят с учета по улучшению жилищных условий.
На основании указанного распоряжения истец был исключен Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан из списков граждан, которым предоставляется субсидия на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь частями 4 и 5 статьи 50, статьей 51, пункта 2 части 1 и частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", подпунктом 3 пункта 1 статьи 16, статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", подзаконным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275, подлежащих применению к спорным отношениям, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности истца, превышает установленную учетную норму. Следовательно, оспариваемое распоряжение Жилищной комиссии Исполкома Кукморского района от 17 марта 2021 года об отказе в выделении субсидии на приобретения жилья в связи с отсутствием нуждаемости и распоряжение Исполкома Среднекуморского с.п. от 23 апреля 2021 года о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий являются законными и обоснованными.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан обоснованно указала, что сам факт постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 2005 года не влечет безусловного права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета при отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" прямо предусмотрено снятие гражданина с учета в случае утраты им оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Так, в соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федеральный закон "О ветеранах") ветеранам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно статье 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275 утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан. Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Пунктом 1 указанного Положения установлен порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий граждан, в том числе ветеранам боевых действий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Согласно пунктам 4 и 8 названного Положения предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" настоящего Положения, сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в абзацах 2-4 подпункта "б" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в абзацах 5, 6 подпункта "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки).
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан: осуществляют актуализацию списков в части нуждаемости в улучшении жилищных условий и совместно с территориальными органами социальной защиты Министерства в части принадлежности к льготной категории. Актуализированные списки, заверенные подписью и печатью уполномоченного органа исполнительного комитета муниципального образования Республики Татарстан, представляются в Министерство;
уведомляют получателя субсидии о предоставлении ему субсидии на приобретение жилья и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых обеспечено специализированной организацией либо учреждением, осуществляющим функции государственного заказчика строительства объектов капитального строительства в Республике Татарстан, под расписку по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
На основании части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (частям 4 и 5 статьи 50, статье 51, пункту 2 части 1 и части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьям 33 и 34 Семейного кодекса Российской Федерации, подпункту 3 пункта 1 статьи 16, статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктам 1, 4, 8 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275).
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Кроме того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях. Доводы истца по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Несогласие истца с толкованием судами норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 4 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 29 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи О.И. Никонова
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.