Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ходак Д.В., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника Х.Ю.И. на вступившее в законную силу постановление должностного лица Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора N 26-23-241/Р/П/1-068/5 от 11 мая 2023 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 26-23-241/Р/П/1-068/6 от 11 мая 2023 года, решение судьи Невиномысского городского суда Ставропольского края от 17 августа 2023 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 12 октября 2023 года, вынесенные в отношении Публичного акционерного общества "ЭЛ5-ЭНЕРГО" (далее Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Е.Н.Д. 11 мая 2023 года вынесено постановление N 26-23-241/Р/П/1-068/5 в отношении Публичного акционерного общества "ЭЛ5-ЭНЕРГО" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Кроме того, тем же должностным лицом 11 мая 2023 года, согласно статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в адрес ПАО "ЭЛ 5-Энерго" внесено представление N 26-23-241/Р/П/1-068/6 об устранении причины и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Невиномысского районного суда Ставропольского края от 17 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 12 октября 2023 года, жалоба защитника Х.Ю.И, поданная в интересах Общества, оставлена без удовлетворения, оспариваемые постановление и представление должностного лица - без изменения.
В жалобе. поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции защитник Х.Ю.И. просит постановление должностного лица Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора N 26-23-241/Р/П/1-068/5 от 11 мая 2023 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 26-23-241/Р/П/1-068/6 от 11 мая 2023 года, решение судьи Невиномысского городского суда Ставропольского края от 17 августа 2023 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 12 октября 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении Публичного акционерного общества "ЭЛ5-ЭНЕРГО" отменить, производство по делу прекратить в с вязи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых юридическое лицо, привлечено к административной ответственности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (положения, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ПАО "ЭЛ5-ЭНЕРГО" к административной ответственности).
Согласно абзацу 4 статьи 1 и статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту Федеральный закон N 7-ФЗ от 10 января 2002 года) к компонентам природной среды относится земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для осуществления жизни на Земле;
- объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды;
- при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Требования, изложенные в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывают собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, иное негативное воздействие на земли и почвы.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица ПАО "ЭЛ5-Энерго", согласно Решению временно исполняющего обязанности руководителя Северо-Кавказского межрегионального управления Я.Н.И. от 27 февраля 2023 года N 241/Р (решение о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 9 марта 2023 года N 296/Р) обнаружено, что юридическим лицом ПАО "ЭЛ5-Энерго" допущена порча земель, а именно: 7 марта 2023 года в ходе проверки в присутствии представителя ПАО "ЭЛ5-Энерго" А.Е.А. испытательной лабораторией ЦЛАТИ по ЮФО-ЦЛАТИ по Ставропольскому краю были отобраны пробы почвы в районе шламонакопителя на земельном участке с кадастровым номером 26:16:020901:6 на границе земельного отвода шламоотвала УОЗВ, на границе земельного отвода шламоотвала УОРВП (I секция), на границе земельного отвода шламоотвала УОРВП (II секция), на границе земельного отвода шламоотвала ХВО, также отобрана почва (фон).
По результатам исследования почвы по сравнению с фоном установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ в 12 пробах взятых на границах указанных шламоотвалов, о чем 24 марта 2023 года составлен акт выездной плановой проверки N 26-23-241/Р/П/1 (т.2, л.д. 96-107).
Результаты исследования отобранных проб почвы зафиксированы в экспертном заключении N11 от 17 марта 2023 года (т.2, л.д. 81-87), в протоколах испытаний (измерении) проб почвы N8 от 16 марта 2023 года (т.2, л.д. 74-80), отбора (измерений) проб отхода N 93-о от 7 марта 2023 года (т.2, л.д. 88-89), испытаний (измерений) проб отхода N 93-о от 15 марта 2023 года (т.2, л.д. 90-92), биотестировании отхода N 93-о от 16 марта 2023 года (т.2, л.д. 93-96).
Выявленные нарушения требований закона послужили основанием к составлению 29 марта 2023 года должностным лицом Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении ПАО "ЭЛ5-Энерго" протокола об административном правонарушении N26-23-241/Р/П/1-068/1, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.2, л.д. 6-11).
Изложенные в указанном протоколе об административном правонарушении выводы о нарушении юридическим лицом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и земельного законодательства, выразившиеся в порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления на объектах размещения отходов на границах земельных отводов указанных выше шламоотвалов, послужили основанием вынесения должностным лицом 11 мая 2023 года постановления N 26-23-214/Р/П/1-068/5 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 26-23-214/Р/П/1-068/6.
Факт загрязнения почвы в результате хозяйственной деятельности Общества подтверждён экспертным заключением N11 от 17 марта 2023 года, протоколами испытаний (измерении) проб почвы N8 от 16 марта 2023 года, отбора (измерений) проб отхода N 93-о от 7 марта 2023 года, испытаний (измерений) проб отхода N 93-о от 15 марта 2023 года, биотестирования отхода N 93-о от 16 марта 2023 года.
Статьёй 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ презюмируется экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации Общество, как собственник земельного участка, обязано не допускать загрязнение, земель и почв, на которых оно ведёт хозяйственную деятельность.
При таких обстоятельствах прямая причинно-следственная связь между хозяйственной деятельностью Общества и выявленным загрязнением почвы подтверждается тем фактом, что пробы почв, в которых обнаружены загрязняющие вещества, в концентрациях превышающих допустимые нормы, взяты на принадлежащем Обществу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 26:16:020901:6, на котором и расположен шламонакопитель с шламоотвалами.
Диспозиция вменённого Обществу административного правонарушения - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления не предполагает в качестве обязательного признака наступление тяжких последствий, как указывает в жалобе её автор.
Довод о том, что в ходе выездной плановой проверки не отражено какие факторы могли привести к воздействию находящихся на хранении отходов на почву (разрушение объекта размещения отходов, перелив/пересып отходов через ограждение этих объектов и прочее) не является основанием для сомнения в результатах и выводах проверки, проведённой в отношении Общества, так как проверка проведена в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении промышленного объекта с высокой категорией риска негативного воздействия, то есть цель проверки не техническое состояние промышленного объекта, а его влияние на окружающую среду (почву).
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом и судами дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Требование статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы судей городского и краевого судов о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела, которые подтверждены исследованным доказательствам.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "ЭЛ5-Энерго" к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ПАО "ЭЛ5-Энерго" в пределах санкции части 2 статьи 8.6 названного Кодекса и является справедливым.
Решение судьи Ставропольского краевого суда соответствует требованиям статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных норм, при вынесении решений судьями городского и краевого судов не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника ПАО "ЭЛ5-Энерго" по доверенности Х.Ю.И. оставить без удовлетворения.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу N 26-23-241/Р/П/1-068/5 от 11 мая 2023 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 26-23-241/Р/П/1-068/6 от 11 мая 2023 года, решение Невиномысского городского суда Ставропольского края от 17 августа 2023 года, решение Ставропольского краевого суда от 12 октября 2023 года, вынесенные в отношении ПКАО "ЭЛ5-Энерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Д.В. Ходак
Справка: судья городского суда Антохина А.Б, судья краевого суда Дыкань О.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения юридического лица к административной ответственности за порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами. Проверка выявила превышение загрязняющих веществ в почве, что стало основанием для наложения штрафа. Судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения, доводы о недоказанности нарушений признаны несостоятельными.