Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 24.11.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27.02.2024
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района города Ставрополя, администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Карасева С.В, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Ставрополя обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района города Ставрополя, администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что детская игровая площадка, расположенная на внутриквартальной территории по ул. Карла Маркса 3/1, Гражданская 3/1 а, Вокзальная 24 г. Ставрополя не соответствует требованиям ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, а также Правилам благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утв. решением Ставропольской городской Думы от 26.07.2023 N 200. Так, не имеется мягкого покрытия, что не обеспечивает безопасность детей при падении, на элементах оборудования "карусель", "горка", "качели", изготовленных из дерева, имеются многочисленные дефекты в виде сколов, заусенцев. Деревянные покрытия прогнившие. Металлические конструкции оборудования не обеспечивают его устойчивость, на игровом оборудовании имеются многочисленные дефекты покрытия в виде сколов краски, углы и края оборудования острые, не закругленные, срок эксплуатации оборудования истек. 26.08.2022 главе администрации района внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры для устранения нарушений закона не приняты, что послужило основанием для обращения в суд с требованиями о признании незаконным бездействия администрации района и администрации города, возложении обязанности устранить нарушения законодательства путем приведения детской игровой площадки в соответствии с установленными требованиями, а именно осуществить демонтаж оборудования, оснастить детскую игровую площадку мягким покрытием, ограждением, информационной табличной.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 24.11.2023, оставленным без изменения и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27.02.2024, признано незаконным бездействие администрации Октябрьского района города Ставрополя в части не приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства детской игровой площадки, расположенной на внутриквартальной территории ул. Карла Маркса 3-1, Гражданская, 3/1 а, Вокзальная 24 города Ставрополя.
На администрацию Октябрьского района города Ставрополя возложена обязанность в течение семи месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства путем приведения указанной детской игровой площадки в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52301-2013, Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольского городской думы от 26.07.2023 N 200.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Октябрьского района города Ставрополя к администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства детской игровой площадки, возложении обязанности привести детскую игровую площадку в соответствие с требованиями действующего законодательства отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, администрация г. Ставрополя обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, несоответствии выводов судов обстоятельствам административного дела, в частности приводит доводы о том, что утверждение и исполнение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования и с учетом лимитов утвержденного бюджета, суды не вправе были возлагать на ответчиков устранить допущенные бездействием нарушения, в том числе с учетом установленных сроков, поскольку нарушается конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления, при этом со стороны административных ответчиков факт бездействия доказан не был.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 30.05.2024.
В судебное заседание пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, про правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на административного ответчика возлагаются обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, проведенным прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя мониторингом состояния законности при организации детских игровых площадок установлены нарушения требований федерального законодательства, в том числе на детской игровой площадке, расположенной на внутриквартальной территории в районе ул. Карла Маркса 3/1, Гражданская 3/1 а, Вокзальная 24 города Ставрополя.
В ходе указанной проверки установлено, что данная детская игровая площадка не соответствует требованиям законодательства, а именно: имеется оборудование с истекшим сроком эксплуатации, площадка не имеет мягкого покрытия, что не обеспечивает безопасность детей при падении. На элементах оборудования "карусель", "горка", "качели", изготовленных из дерева, имеются многочисленные дефекты в виде сколов, заусенцев. Деревянные покрытия прогнившие. Металлические конструкции оборудования не обеспечивают его устойчивость. На игровом оборудовании имеются многочисленные дефекты покрытия в виде сколов краски. Углы и края оборудования острые, не закругленные. Информационная таблица не установлена.
20.07.2023 комиссией в составе сотрудников администрации района проведено обследование детской игровой площадки, расположенной на внутриквартальной территории по ул. Карла Маркса 3/1, Гражданская 3/1 а, Вокзальная 24 города Ставрополя, по результатам которого составлен акт обследования технического состояния детских и спортивно-игровых площадок, расположенных на территории Октябрьского района города Ставрополя, согласно которому комиссией предложено рассмотреть вопрос демонтажа (замены) оборудования с истекшими сроками эксплуатации.
Согласно ответу на требование прокурора от 21.07.2023 данная детская игровая площадка находится на муниципальной территории; оборудование, установленное на ней, находится на балансе администрации Октябрьского района города Ставрополя. Выходом на место установлено, что оборудование на детской игровой площадке требует частичного ремонта.
Как видно из указанного ответа, а также ответа на требование от 28.07.2023 нарушения не устранены в связи с ограниченным уровнем финансирования, доказательств проведения административным ответчиком всех необходимых мер для приведения действующей площадки в соответствие с требованиями законодательства не предоставлено.
В связи с этим прокурор обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, установив данные обстоятельства, принимая во внимание, в том числе, положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Правил благоустройства г. Ставрополя, утв. решением Ставропольской городской Думы от 26.07.2023 N 200, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава г. Ставрополя, принятого решением Ставропольской краевой Думы от 11.05.2016 N 847, Положения об администрации Октябрьского района г. Ставрополя, утв. постановлением администрации г. Ставрополя от 15.05.2015 N 890, а также требования ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ 52169-2012, пришел к обоснованному выводу, что неисполнение административными ответчиками обязанности по надлежащему содержанию детской площадки создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, что свидетельствует о бездействии администрации Октябрьского района г. Ставрополя по привидению в соответствие с требованиями федерального законодательства детской игровой площадки.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами судебных инстанций отсутствуют.
Так, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 17, 19 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры, обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строении, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.
Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 124-ФЗ является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно пунктам 1.1, 3.3.11, 3.3.15 Положения об администрации Октябрьского района г. Ставрополя, утв. постановлением администрации г. Ставрополя от 15.05.2015 N 890, администрация района является территориальным органом администрации г. Ставрополя, уполномоченным осуществлять реализацию предусмотренных данным Положением об администрации района задач и функций, отнесенных законодательством Российской Федерации, Ставропольского края, муниципальными правовыми актами г. Ставрополя к компетенции администрации города Ставрополя, в областях: работы с населением, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожной деятельности, осуществления молодежной политики, градостроительства и землепользования, торговли на территории Октябрьского района города Ставрополя.
Одними из основных задач администрации района является содержание внутриквартальных территорий Октябрьского района г. Ставрополя, осуществление мероприятий по соблюдению предприятиями, организациями, учреждениями, находящимися на территории района города, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории района города, всеми гражданами, проживающими или пребывающими на территории района города, Правил благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы.
Решением Ставропольской городской Думы N 200 от 26.07.2023 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя (далее - Правила), статьями 17 и 18 предусмотрены требования к содержанию, оборудованию, благоустройству и безопасности детских площадок, которые по настоящему делу в отношении рассматриваемой детской площадки соблюдены не были, что органом местного самоуправления фактически не оспаривалось.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2013 N 182-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52301-2013), который распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного пользования, которым установлены общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов и которые по настоящему делу также соблюдены не были, что с достоверностью установлено судами.
На основании пунктов 3.5.3, 3.5.4, 4.4 Положения об администрации Октябрьского района г. Ставрополя, на администрацию района, являющуюся территориальным органом администрации г. Ставрополя, уполномоченным осуществлять реализацию задач и функций, отнесенных к компетенции администрации г. Ставрополя в областях благоустройства, градостроительства и землепользования на территории Октябрьского района г. Ставрополя, возложены полномочия по организации работ по выявлению самовольно возведенных некапитальных сооружений, объектов малых архитектурных форм, обращению в суд с исками о сносе таких объектов, организации работ по демонтажу, перемещению, транспортированию, хранению, возврату владельцам демонтированных, перемещенных самовольных (незаконных) некапитальных нестационарных сооружений, установленных (размещенных) на подведомственной территории г. Ставрополя, а также по внесению предложений, касающихся бюджетной политики в части потребности в средствах по статьям бюджета г. Ставрополя, направленным на финансовое обеспечение деятельности администрации района, и вопросов, отнесенных к компетенции администрации района.
При этом аналогичные обязанности имеются и у администрации г. Ставрополя.
Кроме того, согласно ст. 48 и п 29 ч. 2 ст. 49, ст. 53 Устава муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края, принятого решением Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 N 847, администрация г. Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Ставрополя, к полномочиям которого относится составление проекта бюджета г. Ставрополя, исполнение бюджета г. Ставрополя, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета г. Ставрополя. Администрация Октябрьского района г. Ставрополя является территориальным органом администрации города Ставрополя, осуществляющим свою деятельность на территории соответствующего района г. Ставрополя.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, суд первой инстанции, установив наличие выявленных прокурором нарушений не соответствующих установленным стандартам, наличие которых также не отрицалось административными ответчиками, обоснованно установилналичие бездействия со стороны одного из них и с учетом его статуса и возложенных полномочий, удовлетворил требование прокурора, признал проявленное бездействие незаконным и возложил исполнение соответствующих обязанностей, что предусмотрено частью 9 статьи 227 Кодекса, поскольку выявленные недостатки создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, использующих детскую площадку.
Доводы заявителя кассационной жалобы, что обжалуемыми судебными актами допущено вмешательство в самостоятельность осуществления деятельности администрации г. Ставрополя и Октябрьского района г. Ставрополя не основаны на законе, поскольку в силу части 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные бюджетным законодательством и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
При этом, возложенные судом обязанности соответствуют компетенции и полномочиям административного ответчика, являются исполнимыми, в том числе по установленным срокам, направлены на восстановление прав и законных интересов широкого круга лиц.
Судебная коллегия пришла к выводу, что судами дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по упомянутой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При постановлении судебных актов судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием стороны административного ответчика с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 24.11.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27.02.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.