Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фанаилова К.Г.
на решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.02.2024
по административному делу по административному исковому заявлению Фанаилова К.Г. к администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и администрации Хасаут-Греческого сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, признании недействительным постановления главы администрации муниципального района и по встречному исковому заявлению администрации Хасаут-Греческого сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики к Фанаилову К.Г. и администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании недействительным постановления главы администрации муниципального района.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения Фанаилова К.Г. и его представителя Поповой Н.Л, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения главы Хасаут-Греческого поселения Кипеева Ш.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Фанаилов К.Г. обратился в Зеленчукский районный суд КЧР с административным исковым заявлением к администрации Зеленчукского муниципального района КЧР и администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР о снятии с государственного кадастрового учета многоконтурного земельного участка с кадастровым номером N площадью 45 464 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" 103 метрах от земельного участка с кадастровым номером N по направлению на восток; признании недействительным постановления главы администрации Зеленчукского муниципального района от 25.12.2020 N 1134 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: "данные изъяты" в 103 метрах от земельного участка с кадастровым номером N по направлению на восток".
Заявленные требования мотивированы тем, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КЧР от 28.04.2021 на администрацию Зеленчукского муниципального района возложена обязанность представить Фанаилову К.Г. муниципальную услугу по утверждению схемы земельного участка в кадастровом квартале N площадью 5 223 кв.м в порядке и по правилам, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Зеленчукского муниципального района N 371 от 31.08.2015.
Ответом администрации от 04.03.2022 ему разъяснено, что исполнение документа не представляется возможным по причине того, что границы испрашиваемого истцом в соответствии с представленной схемой земельного участка полностью входят в границы существующего земельного участка с кадастровым номером N. Истцу предложено самостоятельно изыскать для предоставления любой иной свободный от прав земельный участок и обратиться к ответчику с новым заявлением.
10.03.2022 постановлением администрации Зеленчукского муниципального района N 186 на основании предъявленных истцом исполнительных документов утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка. Фанаилову К.Г, предварительно согласовано предоставление земельного участка, указано обратиться в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР для постановки его на учет.
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.05.2022 административный истец извещен о том, что границы образуемого земельного участка пересекают границы поставленного на учет многоконтурного земельного участка с кадастровым номером N
Таким образом, административные ответчики, будучи осведомленными о намерениях административного истца приобрести на праве аренды для целей рекреации земельный участок, распорядились земельным участком, в контуры которого полностью вошел истребуемый в соответствии с представленной истцом схемой земельный участок. Своими действиями ответчики не только нарушили право истца на приобретение права аренды земельного участка в соответствии с представленной к заявлению от 02.07.2020 схемой, но и фактически предприняли действия, препятствующие внесению в ЕГРН сведений о границах земельного участка.
Администрацией Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР выдвинут встречный иск, в котором она просит признать недействительным постановление администрации Зеленчукского муниципального района от 10.03.2022 N 186 об утверждении схемы расположения земельного участка, являющегося предметом настоящего спора.
В обоснование иска указано, что администрация Зеленчукского муниципального района письмом от 04.03.2021 N 01-328 отказала Фанаилову К.Г. в утверждении схемы земельного участка в кадастровом квартале 09:06:0180106 и рекомендовала изыскать иной земельный участок свободный от прав и обратиться с новым заявлением. Вместе с тем администрация Зеленчукского муниципального района КЧР постановлением от 10.03.2022 N 186 утвердила схему расположения спорного земельного участка. Из апелляционного и кассационного определения, имеющихся в деле, а также исполнительного листа усматривается, что администрация не обязана была утверждать представленную Фанаиловым К.Г. схему земельного участка. Утвердив схему земельного участка, администрация Зеленчукского муниципального района нарушила права администрации Хасаут-Греческого сельского поселения и неопределенного круга лиц, так как эти земли отнесены к землям общего пользования. Испрашиваемый земельный участок Фанаиловым К.Г. находится в двух градостроительных зонах СХ-1 - зона сельскохозяйственного использования и Р-2 - зона зеленых насаждений и озелененных территорий защитного значения. Кроме этого, данный земельный участок находится в водоохранной зоне, а также в прибрежной защитной полосе реки Аксаут.
При этом испрашиваемый земельный участок полностью входит в границы земельного участка с кадастровым номером N площадью 45 464 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки и (территории) общего пользования. Данный земельный участок находится на кадастровом учете с 29.04.2021, имеет статус "Учтенный", сведения об участке актуальны, следовательно, земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета. Также ссылаются, что Фанаиловым К.Г. пропущен трехмесячный срок для обжалования ненормативного правового акта.
Решением Зеленчукского районного суда КЧР от 19.10.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КЧР от 29.02.2024, в удовлетворении административных исковых требований Фанаилова К.Г. отказано, встречные исковые требования администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР удовлетворены.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, в части заявленных им требований просит направить дело на новое рассмотрение, в части исковых требований администрации Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР производство по делу прекратить.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 31.05.2024.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, согласно протоколу публичных слушаний по вопросу согласования предоставления в аренду Фанаилову К.Г. земельного участка, расположенного по правобережью с южной стороны подъездной дороги к мосту через р. Аксаут в с. Хасаут-Греческое, состоявшихся 30.03.2018 в с. Хасаут-Греческое Зеленчукского муниципального района КЧР большинство жителей села высказались за закрепление земельного участка за администрацией Хасаут-Греческого сельского поселения, как земли общего пользования.
Предложение по предоставлению данного земельного участка в аренду Фанаилову К.Г. по результатам слушаний отклонено. На собрании присутствовали 56 жителей села и Фанаилов К.Г.
02.07.2020 Фанаилов К.Г. обратился в администрацию Зеленчукского муниципального района КЧР с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, предусмотренной административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка". Просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастром квартале N площадью 5 223 кв.м, а также предоставить указанный земельный участок в аренду для целей "отдых (рекреация)".
В письме от 15.07.2020 Фанаилову К.Г. администрацией был направлен ответ о том, что в целях принятия законного решения заявление направлено в администрацию Хасаут-Греческого сельского поселения для согласования возможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
В письме от 19.11.2020 N 217 администрация Хасаут-Греческого сельского поселения уведомила администрацию муниципального района о том, что на публичных слушаниях решено отказать Фанаилову К.Г. в его просьбе и закрепить земельный участок как земли общего пользования.
02.12.2020 администрацией Зеленчукского муниципального района направлено Фанаилову К.Г. письмо об отсутствии оснований для предоставления участка ему в аренду.
08.12.2020 глава Хасаут-Греческого сельского поселения КЧР обратился к главе администрации Зеленчукского муниципального района КЧР с заявлением об утверждении схемы земельного участка и предоставлении администрации Хасаут-Греческого сельского поселения в постоянное бессрочное пользование многоконтурного земельного участка площадью 45 464 кв.м, из земель населенного пункта с. Хасаут-Греческое для использования в качестве земель общего пользования, с приложением схемы.
Постановлением главы администрации Зеленчукского муниципального района КЧР от 25.12.2020 утверждена схема упомянутого земельного участка площадью 45 464 кв.м, рекомендовано администрации муниципального района обратиться в соответствующее учреждение для постановки на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 29.04.2021 с присвоением кадастрового номера N с определением границ участка.
Согласно экспертному заключению по настоящему делу N 060/2023-Э от 26.04.2023 при сопоставлении координат границ земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Российская Федерация, "данные изъяты", в 103 м от земельного участка с кадастровым номером N по направлению на восток, образованного на основании постановления N 1134 от 25.12.2020 с земельным участком, расположенным: Российская Федерация, "данные изъяты" с условным номером N, общей площадью 5 223 кв.м, кадастровый квартал N, формируемым на основании Постановления N 186 от 10.03.2022, выявлено пересечение границ.
Контур земельного участка N площадью 807, 7 кв.м, полностью совпадает с границами контура земельного участка N). Контур земельного участка N) площадью 3 770, 61 частично расположен в границах контура земельного участка N), площадь пересечения 3 746 кв.м.
Границы земельного участка с кадастровым номером N, и земельного участка, испрашиваемого Фанаиловым К.Г. частично располагаются в границах прибрежной защитной полосы р. Аксаут и частично в границах охранной зоны инженерных коммуникаций. Площадь территории вхождения земельного участка в границу прибрежной защитной полосы р. Аксаут - 18 772 кв.м. Площадь территории вхождения земельного участка в границу охранной зоны инженерных коммуникаций - 2 994 кв.м.
Границы земельного участка, расположенного: Российская Федерация, "данные изъяты", с условным номером N, общей площадью 5 223 кв.м, кадастровый квартал N формируемые на основании Постановления N 186 от 10.03.2022, частично располагаются в границах прибрежной защитной полосы р. Аксаут. Площадь территории вхождения земельного участка в границу прибрежной защитной полосы р. Аксаут - 501 кв.м.
Из материалов дела также следует, что постановлением администрации Зеленчукского муниципального района от 10.03.2022 N 186 по заявлению Фанаилова К.Г. и на основании исполнительного листа была утверждена схема расположения земельного участка, испрашиваемого истцом.
Указанная схема утверждена на основании апелляционного определения судебной коллегии Верховного Суда КЧР от 28.04.2021, которым на публичный орган была возложена обязанность оказать муниципальную услугу в установленном порядке, поскольку на обращение Фанаилова К.Г. был дан простой ответ, а не утверждать схему.
Кассационная жалоба Фанаилова К.Г. на указанное апелляционное определение об изменении его в части возложенной обязанности и возложить обязанность не рассмотреть заявление в установленном порядке, а утвердить схему, была оставлена кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2021 без удовлетворения
Данные обстоятельства послужили основанием для удовлетворения встречного иска судом первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами судов отсутствуют.
Так, Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусматривает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории.
Административный истец просил предоставить спорный земельный участок в аренду для целей "отдых (рекреация)", поскольку упомянутый земельный участок в установленном порядке отнесен к землям общего пользования, с учетом положений пункта 14 статьи 39.16, пункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ земельный участок не может быть предоставлен ему в аренду для этих целей.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Фанаиловым К.Г. требований, а также о наличии оснований для удовлетворения встречных требований, заявленных Хасаут-Греческим сельским поселением. У судебной коллегии с учетом фактических обстоятельств дела и положений приведённых норм материального права основания не согласиться с выводами судебных инстанций и переоценить их отсутствуют.
То обстоятельство, что судом первой инстанции дело рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства не свидетельствует о наличии оснований для отмены правильных по существу решений судов, поскольку при их принятии ответчикам были предоставлены исчерпывающие возможности реализовать свое право на судебную защиту, судами верно распределено бремя доказывания между сторонами, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности представленных сторонами доказательствах, получившими надлежащую мотивированную оценку судами.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 13 правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным основаниям.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, основания для которой отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.02.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Фанаилова К.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.