Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В.
судей Корниенко Г.Ф, Трегуловой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кисловодска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрация города-курорта Кисловодска, Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры города, по кассационному представлению прокурора Ставропольского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, поддержавшего доводы представления прокурора Ставропольского края, возражения представителя Администрация города-курорта Кисловодска ФИО4, действующую на основании доверенности, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кисловодска, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города-курорта Кисловодска, Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, в котором просил:
- обязать Администрацию города-курорта Кисловодска осуществить финансирование расходов Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, в том числе на условиях софинансирования, на устранение выявленных нарушений требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения для последующего приведения объектов, расположенных на территории города-курорта Кисловодска, в соответствие с требованиями Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Ставропольского края от N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001";
- обязать Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска после поступления соответствующего финансирования от Администрации города-курорта Кисловодска устранить нарушения требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения путём приведения указанных ниже объектов в соответствие с требованиями Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Ставропольского края от N 7кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001" (далее - СП 59.13330.2020), а именно:
подземный пешеходный переход, расположенный по адресу: г. Кисловодск, Курортный бульвар/ул. Кирова (от кафе Снежинка до Курортного бульвара) привести в соответствие с требованиями п. 5.1.6 СП 59.13330.2020;
подземный пешеходный переход, расположенный по адресу: г. Кисловодск, пр. Победы/пр. Первомайский (от здания Почты России к Универмагу), расположенный под проезжей частью Октябрьской площади привести в соответствие с требованиями с п. 5.1.6 СП 59.13330.2020;
подземный пешеходный переход, расположенный от пр. Первомайский 31 до пр. Победы 4Б в г. Кисловодске (от МФЦ до кафе "Хабиби" и до ТЦ Триумф) привести в соответствие с требованиями п. 5.1.6 СП 59.13330.2020;
- привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.1.14, п. 5.4.6, п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020 тротуары, пешеходные переходы улиц и дорог в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 13 ноября 2023 года иск удовлетворен частично.
Суд обязал Администрацию города-курорта Кисловодска осуществить финансирование расходов Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, в том числе на условиях софинансирования, на устранение выявленных нарушений требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения для последующего приведения объектов, расположенных на территории города-курорта Кисловодска, в соответствие с требованиями Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Ставропольского края от 27 февраля 2008 года N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, актуализированная редакция СНиП 35-01-2001";
Суд обязал Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска после поступления соответствующего финансирования от Администрации города-курорта Кисловодска устранить нарушения требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения путем приведения указанных ниже объектов в соответствие с требованиями Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Ставропольского края от 27 февраля 2008 года N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001" (далее - СП 59.13330.2020), а именно:
- подземный пешеходный переход, расположенный по адресу: г. Кисловодск Курортный бульвар/ул. Кирова (от кафе Снежинка до Курортного бульвара) привести в соответствие с требованиями и. 5.1.6ХП 59.13330.2020;
- подземный пешеходный переход, расположенной по адресу: г. Кисловодск пр. Победы/пр. Первомайский (от здания Почты России к Универмагу), расположенный под проезжей частью Октябрьской площади, привести в соответствие с требованиями с п. 5.1.6 СП 59.13330.2020;
-подземный пешеходный переход, расположенный от пр. Первомайский 31 до пр. Победы 4Б в г. Кисловодске (от МФЦ до кафе "Хабиби" и до ТЦ Триумф) привести в соответствие с требованиями с п. 5.1.6 СП 59.13330.2020;
привести в соответствие тротуары, пешеходные переходы улиц и дорог:
-надземный пешеходный переход пр. Победы 4Б, привести высоту бордюра в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-пандус, расположенный на пр. Победы 4Б привести пандус в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-надземный пешеходный переход пр. Победы 1, привести высоту бордюра в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-пандус, расположенный на пр. Победы 1, привести пандус в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по ул. Куйбышева 4, привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-надземный пешеходный переход ул. Куйбышева 6Б, привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по ул. Куйбышева 6Б, привести в соответствие с требованиями п. СП 59.13330.2020 (устранить разрушение покрытия прохожей части пешеходной дорожки);
-надземный пешеходный переход от кафе "Снежинка" ул. Кирова 1, на Курортном бульваре, привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по ул. Куйбышева 6Г, привести в соответствие с требованиями п. СП 59.13330.2020 (устранить разрушение покрытия прохожей части пешеходной дорожки);
-пандус, расположенный на пр. Первомайский 12 (на бульваре возле здания Почты России), привести пандус в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-надземный пешеходный переход ул. Куйбышева 8А, привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по пр. Первомайский 10 А, привести в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по пр. Первомайский 25 А, привести в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по пр. Первомайский 10, привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-надземный пешеходный переход пр. Первомайский 10, привести в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по ул. 40 лет Октября, 2, привести в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020 (3 съезда (пандусы));
-на пешеходной зоне по ул. Куйбышева 11, привести пандус в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по пр. Победу 25 (сквер слева от администрации), привести в соответствие с п. 5.1.14 СП 59.13330.2020;
-пандус, расположенный на пр. Первомайский 27 (возле Универмага), привести в соответствие с требованиями п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-надземный пешеходный переход ул. Куйбышева/ул. Карла Либкнехта, привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-пандус, расположенный на ул. Карла Либкнехта 13 А, привести в соответствие с требованиями п. 6.2.9, ш 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону и пандус, расположенные по ул. Одесская/ул. Карла Либкнехта, привести в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону и пандус, расположенные по ул. Карла Либкнехта 22, привести в соответствие с требованиями п. 6.2.9, п. 6.2.10, п. 6.2.11 СП 59.13330.2020;
-надземный пешеходный переход ул. Вокзальная/пр. Первомайский 10 привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по ул. Карла Либкнехта 18 привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по ул. Карла Либкнехта 16 привести в соответствие с требованиями п. 5.1.14 СП 59.13330.2020;
-надземный пешеходный переход по ул. Карла Либкнехта/пр. Победы привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-надземный пешеходный переход по пр. Победы 1Б привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020;
-пешеходную зону по пр. Победы 10а привести в соответствие с требованиями п. 5.1.5, п. 5.4.6 СП 59.13330.2020 в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска после поступления соответствующего финансирования от администрации города-курорта Кисловодска устранить нарушения требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения путем приведения указанных выше объектов в соответствие с требованиями Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Ставропольского края от 27 февраля 2008 года N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 07 февраля 2024 года решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 13 ноября 2023 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора г. Кисловодска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о возложении на Администрацию города-курорта Кисловодска обязанности осуществить финансирование расходов Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, в том числе на условиях софинансирования, на устранение выявленных нарушений требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения для последующего приведения объектов, расположенных на территории города-курорта Кисловодска, в соответствие с требованиями Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Ставропольского края от 27.02.2008 N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" отказано.
В удовлетворении иска прокурора г. Кисловодска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о возложении на Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска после поступления соответствующего финансирования от Администрации города-курорта Кисловодска устранить нарушения требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения путем приведения объектов инфраструктуры города (подземных пешеходных переходов, надземных пешеходных переходов, тротуаров, пешеходных переходов улиц и дорог, пандусов, пешеходных зон) в соответствие с требованиями Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Ставропольского края от 27 февраля 2008 г. N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур", СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу отказано в полном объеме.
В кассационном представлении прокурора Ставропольского края поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
В суд кассационной инстанции поступило ходатайство представителя управления труда и социальной защиты населения администрации города - курорта Кисловодска о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационного представления не установлено.
Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора г. Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц в части возложении на Управление городским хозяйством администрации г.-к. Кисловодска, администрацию г.к. Кисловодска устранить нарушения требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры города, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Ставропольского края от 27 февраля 2008 года N 7-кз, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 2899-р (ред. от 11 июля 2022 года) "Об утверждении перечня мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 года N 2540-р (ред. от 04 мая 2023 года) "Об утверждении перечня мероприятий по комплексному развитию городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды до 2030 года и внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2016 года N2899-р", исходил из того, что в течение длительного времени с 2016 года надлежащие условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур по наземным и подземным переходам в г.-к. Кисловодске на заявленной в иске территории не созданы, чем нарушаются законные права маломобильных граждан на безопасные условия передвижения.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился, указав на то, что при вынесении решения суд первой инстанции не учел положения ст.ст. 2, 14, 16, 16.2, 17, 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.5 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обеспечение земельных участков, на которых расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в границах муниципального образования города-курорта Кисловодска, всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом в силу ст.ст. 36, 38, 38.1, 65, 74, 83, 84, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Выделение бюджетных средств (финансирование) на устранение нарушений требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения путём приведения в соответствие с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и СП 59.13330.20 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" подземных пешеходных переходов пандусами и съездами, а также проведение ремонтных работ и/или работ по замене лифтового оборудования в подземных пешеходных переходах и принятие других меры, направленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, а именно граждан, относящихся к маломобильным группам населения, а также граждан с детскими колясками, возможно только при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете.
Вместе с тем, понуждение Администрации города к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Кроме того, отказывая в иске, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что Администрацией города и Управлением городским хозяйством до обращения прокурора в суд велась соответствующая работа по устранению нарушений требований законодательства о доступности инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе - Управлением городским хозяйством разработана проектная документация по реконструкции подземных пешеходных переходов города с учетом требований о доступности для маломобильных групп населения; финансирование данных работ осуществлено Администрацией города - курорта в соответствии с законодательством; в период рассмотрения дела проектная документация проходила государственную экспертизу для получения соответствующего заключения; заключен муниципальный контракт на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по объекту капитального строительства "Реконструкция проспекта Победы в городе-курорте Кисловодске".
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационного представления.
Обстоятельства, на которые ссылается прокурор в кассационном представлении, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и направлены на иную оценку доказательств по делу, что, в силу главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной не входит.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационного представления прокурора не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Трегулова К.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.