Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Стрепетовой М.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 судебного района города Железногорска и Железногорского района Курской области от 12 октября 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 20 октября 2023 г.) и решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 27 ноября 2023 г., вынесенные в отношении Стрепетовой М.А. (далее - Стрепетова М.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 судебного района города Железногорска и Железногорского района Курской области от 12 октября 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 20 октября 2023 г.) Стрепетова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде обязательных работ на срок 60 часов.
Решением судьи Железногорского городского суда Курской области от 27 ноября 2023 г. указанное постановление мирового судьи изменено в части административного наказания, а именно: срок назначенных обязательных работ снижен до 50 часов. В остальной части данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Стрепетова М.А. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.
Изложенное в жалобе ходатайство о приостановлении исполнения постановления мирового судьи и решения судьи городского суда до вынесения соответствующего судебного акта Первым кассационным судом общей юрисдикции, подлежит оставлению без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях предусмотренных названным Кодексом. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящими это определение в исполнение.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1-25.5 названного Кодекса, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 данного Кодекса такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
Таким образом, исполнение постановления о назначении административного наказания при наличии соответствующих оснований может быть приостановлено органом или должностным лицом, которые вынесли соответствующее постановление.
ФИО1 (далее - ФИО1), уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Стрепетовой М.А. к административной ответственности) неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.
Пунктами 1, 2 статьи 87 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с решением Железногорского городского суда Курской области от 5 августа 2022 г. по делу N со Стрепетовой М.А. в пользу ФИО1 взысканы алименты на содержание родителя в твердой денежной сумме в размере 1 000 рублей, что составляет 0, 105 величины прожиточного минимума в Курской области на 2022 год для пенсионеров, ежемесячно, начиная взыскания с 29 декабря 2021 г. и до изменения материального положения сторон, с последующей индексацией в порядке статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации.
На основании исполнительного листа серии ФС N, выданного 5 августа 2022 г. Железногорским городским судом Курской области, судебным приставом-исполнителем ОСП по Железногорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Стрепетова М.А, зная о возбуждении в отношении нее указанного исполнительного производства, в период времени с 1 января 2023 г. по 31 июля 2023 г. допустила неуплату средств на содержание родителя в течение более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства без уважительных причин, в результате чего образовалась задолженность по алиментам за указанный период в размере 8 113 рублей 00 копеек.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 октября 2023 г. (л.д. 1-4); постановлением о расчете задолженности по алиментам от 12 октября 2023 г. (л.д. 6); письменными объяснения Стрепетовой М.А. от 12 октября 2023 г. (л.д. 7-8); письменными объяснения ФИО1 от 12 октября 2023 г. (л.д. 11-12); постановлением о возбуждении исполнительного производства от 28 марта 2023 г. (л.д. 16-18); исполнительным листом серии ФС N от 5 августа 2022 г. (л.д. 19-20), и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Стрепетовой М.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и совокупности имеющихся в деле доказательств.
Деяние Стрепетовой М.А, не содержащее уголовно наказуемого деяния, квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и семейного законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доказательства, на основании которых установлена виновность Стрепетовой М.А, получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности Стрепетовой М.А. в совершении административного правонарушения.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу. Существенных недостатков, влекущих его недопустимость, данный протокол не имеет.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При разрешении вопроса о назначении административного наказания требования части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). судебными инстанциями выполнены.
По своему виду и размеру назначенное Стрепетовой М.А. административное наказание является соразмерным характеру совершенного правонарушения и личности виновной. Оснований для признания назначенного административного наказания несправедливым в силу его чрезмерной строгости, в том числе с учетом доводов, изложенных в рассматриваемой жалобе, не усматривается.
Вопреки доводам Стрепетовой М.А. оснований, позволяющих признать совершенное ею административное правонарушение малозначительным и освободить от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не имеется.
Доводы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не опровергают наличие в деянии Стрепетовой М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Стрепетовой М.А. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 судебного района города Железногорска и Железногорского района Курской области от 12 октября 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 20 октября 2023 г.) и решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 27 ноября 2023 г, вынесенные в отношении Стрепетовой М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Стрепетовой М.А. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что лицо виновно в неуплате алиментов на содержание нетрудоспособного родителя, что является административным правонарушением. Судебные инстанции подтвердили законность и обоснованность назначения обязательных работ, учитывая все обстоятельства дела и соблюдение процессуальных норм. Жалоба о пересмотре наказания была оставлена без удовлетворения.