Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Комилова Рустама Убайдовича на вступившее в законную силу решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 23 января 2024 года, вынесенное в отношении директора МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" (Учреждение) Комилова Рустама Убайдовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 судебного района г.Железногорска и Железногорского района Курской области от 18 декабря 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" Комилова Р.У. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Железногорского городского суда Курской области от 23 января 2024 года по жалобе составившего протокол об административном правонарушении должностного лица Контрольно-счетной палаты г.Железногорска Курской области указанное постановление мирового судьи отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Комилов Р.У. просит об отмене названного судебного акта судьи городского суда, ссылаясь на его незаконность.
Изучив доводы жалобы заявителя и материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении Контрольно-счетной палатой города Железногорска Курской области проведено контрольное мероприятие "Реализация муниципальной программы "Формирование современной городской среды в городе Железногорске" в части Сквера "Воинской славы" и прилегающей территории, средства городского бюджета и муниципальное имущество (объект: Управление городского хозяйства, МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности"), по результатам которого в отношении объекта контроля МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" составлен акт от 24 июля 2023 года N 9.
Согласно данному акту по результатам контрольного мероприятия установлено, что в 2022 году в рамках заключенных муниципальных контрактов в целях реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды в городе Железногорске на 2018-2024 годы" Учреждением были приобретены основные средства.
В соответствии с муниципальным контрактом от 8 декабря 2022 года N 105 "Приобретение малых архитектурных форм для благоустройства общественной территории "Сквер воинской славы" г. Железногорска Курской области", заключенным с ООО "РИТЕЙЛ ТОРГСНАБ", приобретен "диван парковый, на каркасе из металла, с сиденьем из деревянного бруса", в количестве 12 штук, на сумму 583 200, 00 руб, что подтверждается универсальным передаточным документом N 12 от 20 декабря 2022 года и платежными поручениями от 20 декабря 2022 года N 64913 на сумму 169 128, 00 руб. и от 26 декабря 2022 года N 128597 на сумму 414 072, 00 руб..
В соответствии с муниципальным контрактом от 14 декабря 2022 года N 106 "Приобретение малых архитектурных форм для благоустройства общественной территории "Сквер воинской славы" г. Железногорска Курской области", заключенным с ООО "РИТЕЙЛТОРГСНАБ", приобретена "беседка "Ламели", в количестве 1 шт. на сумму 594 387, 00 руб, что подтверждается универсальным передаточным документом N 11 от 20 декабря 2022 года и платежными поручениями от 20 декабря 2022 года N 64912 на сумму 178 316, 10 руб. и от 26 декабря 2022 года N 128598 на сумму 416 070, 90 руб..
При фактическом осмотре вышеперечисленного имущества, приобретенного в 2022 году по муниципальным контрактам, по состоянию на 5 июля 2023 года установлено, что беседка "Ламели", в количестве 1 шт. стоимостью 594 387, 00 руб, приобретенная по муниципальному контракту от 14 декабря 2022 года N 106, и диван парковый на каркасе из металла, с сиденьем из деревянного бруса, в количестве 12 штук на общую сумму 583 200, 00 руб, приобретенные по муниципальному контракту от 8 декабря 2022 года N105, непосредственно на территории Сквера воинской славы г. Железногорска Курской области установлены не были.
29 июня 2023 года МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" были представлены два договора ответственного хранения N 129 и N 130 от 20 декабря 2022 года, заключенные с ООО "РИТЕЙЛТОРГСНАБ", по условиям которых ответственный хранитель в лице ООО "РИТЕЙЛТОРГСНАБ" обязуется обеспечить сохранность имущества Заказчика: "диван парковый, на каркасе из металла, с сиденьем из деревянного бруса", в количестве 12 штук (без указания стоимости), и беседка "Ламели", в количестве 1 шт. (без указания стоимости). Срок хранения вышеуказанных товарно-материальных ценностей был установлен до 1 сентября 2023 года безвозмездно. Место хранение указано: "адрес", при этом юридический адрес ООО "РИТЕЙЛТОРГСНАБ" "адрес".
По запросу КСП г. Железногорска относительно обоснования необходимости хранения приобретенного имущества (беседка "Ламели" 1шт. и диванов парковых на каркасе из металла 12 шт.) в Москве, Учреждением представлены пояснения о том, что товары по муниципальным контрактам от 8 декабря 2022 года N 105 и от 14 декабря 2022 года N 106 прибыли в г. Железногорск в положенный по контрактам срок, о чем подписаны универсальные передаточные документы. В связи с отсутствием в штате МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" грузчиков, а также нехваткой мест хранения, товар был сдан на ответственное хранение ООО "РИТЕЙЛТОРГСНАБ", то есть, исходя из данных пояснений принятые в Железногорске товары фактически были отправлены в Москву. При этом не даны пояснения о том, какое отношение курский поставщик ООО "РИТЕЙЛТОРГСНАБ" имеет к указанному московскому адресу, на каком основании находилось муниципальное имущество, которое по условиям заключенных муниципальных контрактов подлежали поставке по адресу: "адрес", без условий осуществления поставщиком хранения товара за пределами города Железногорска Курской области.
Контрольно-счетной палатой сделан вывод о том, что в установленные муниципальными контрактами сроки - 20 декабря 2022 года беседка "Ламели", в количестве 1 шт. стоимостью 594 387, 00 руб, и "диван парковый на каркасе из металла, с сиденьем из деревянного бруса", в количестве 12 штук на общую сумму 583 200, 00 руб, в МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" фактически поставлены не были, в связи чем у Заказчика возникла необходимость в заключении договоров ответственного хранения от 20 декабря 2022 года.
Вместе с тем, на основании универсального передаточного документа N 11 от 20 декабря 2022 года и универсального передаточного документа N 12 от 20 декабря 2022 года, которые были представлены главному бухгалтеру Учреждения, произведена оплата за отгруженный товар на общую сумму 1 177 587 руб, что подтверждается платежными поручениями.
Как следует из письменного пояснения главного бухгалтера по факту оплаты муниципальных контрактов на поставку "дивана паркового" в количестве 12 штук и беседки "Ламели" в количестве 1 штуки, оплата была произведена по предоставленным в бухгалтерию учетно-платежным документам N12 от 20 декабря 2022 года и N 11 от 20 декабря 2022 года, подписанных директором Комиловым Р.У... Договоры ответственного хранения от 20 декабря 2022 года в бухгалтерию не поступали.
В период проведения контрольного мероприятия по состоянию на 5 июля 2023 года МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" предоставлено к осмотру имущество (беседка "Ламели" 1 шт. и "диван парковый, на каркасе из металла, с сиденьем из деревянного бруса" в количестве 12 шт.), которое находилось на территории Учреждения, по адресу: "адрес", в разукомплектованном виде.
Согласно пояснениям МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" установка беседки и диванов парковых планируется в текущем году за счет экономии, образовавшейся после проведения работ на дворовых и общественных территориях.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что, исходя из заключенных МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" в 2023 году муниципальных контрактов в рамках рассматриваемой муниципальной программы в целях проведения работ по благоустройству Сквера воинской славы, установка указанного муниципального имущества на территории сквера не предусмотрена.
С учетом вышеизложенного, факт хозяйственной жизни, а именно, поставка товарно-материальных ценностей на общую сумму 1 177 587 руб. ("беседка "Ламели" 1 шт. и "диван парковый, на каркасе из металла, с сиденьем из деревянного бруса" в количестве 12 штук) по состоянию на дату оплаты имела мнимый характер. Сторонами по муниципальным контрактам от 14 декабря 2022 года N106 и от 8 декабря 2022 года N105 исполнение было произведено формально (для вида).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Контрольно-счетной палаты г.Железногорска Курской области в отношении директора МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" Комилова Р.У. протокола об административном правонарушении, предусмотренным частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, мировой судья судебного участка N 1 судебного района г.Железногорска и Железногорского района Курской области пришел к выводу об отсутствии в действиях Комилова Р.У. состава вмененного административного правонарушения и прекращении производства по делу, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие отсутствие 20 декабря 2022 года в г.Железногорске указанных товарно-материальных ценностей. Отсутствие по состоянию на 5 июля 2023 года непосредственно на территории Сквера воинской славы данного имущества не может безусловно подтверждать фактическое отсутствие этих товаров как на момент подписания Комиловым Р.У. универсальных передаточных документов от 20 декабря 2022 года, так и по состоянию на 5 июля 2023 года.
Решением судьи Железногорского городского суда Курской области от 23 января 2024 года по жалобе составившего протокол об административном правонарушении должностного лица Контрольно-счетной палаты г.Железногорска Курской области указанное постановление мирового судьи отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Судьей городского суда в обжалуемом решении указано, что как усматривается из материалов дела первичные бухгалтерские документы за 2022 год и муниципальные контракты с актами выполненных работ и универсальными передаточными документами за 2022 год, представленные непосредственно проверяющим в МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности", не содержали сведений о наличии договоров хранения N129 и N 130 от 20 декабря 2022 года.
Кроме того, по универсальным передаточным документам от 20 декабря 2022 года, продавцом указан ООО "РИТЕЙЛТОРГСНАБ", как грузоотправитель с адресом: г. Курск, проспект Энтузиастов, д. 8а, хотя свидетель ФИО4 в судебном заседании показал, что товарно - материальные ценности поставлялись из Москвы в г. Железногорск Курской области.
Также в период проведения инвентаризации в МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" не были приняты к учеты и не были отражены на балансе учреждения на основании универсальных передаточных документов от 20 декабря 2022 года, подписанных Комиловым Р.У, товарно-материальные ценности, поступившие в рамках муниципальных контрактов от 8 декабря 2022 года и от 14 декабря 2022 года на общую сумму 1 177 587 руб. ("беседка "Ламели" 1 шт. и " диван парковый на каркасе из металла, с сидением из деревянного бруса", в количестве 12 шт.).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу статьи 5 Закона о бухгалтерском учете объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Положениями статьи 3 Закона о бухгалтерском учете, определяющей основные понятия, используемые в данном законе, установлено, что факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (пункт 8). В силу положений статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим перечень предусмотренных названной нормой реквизитов и составленным по форме, определенной руководителем экономического субъекта.
Оснований не согласиться с выводами судьи Железногорского городского суда о необходимости направления дела на новое рассмотрение мировому судье, не имеется.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Мировым судьей были допущены существенные процессуальные нарушения при рассмотрении дела, на которые указал судья городского суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 октября 2013 года N 1696-О проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса).
При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Железногорского городского суда Курской области от 23 января 2024 года, вынесенное в отношении директора МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" Комилова Рустама Убайдовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Комилова Рустама Убайдовича - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил решение нижестоящего суда о прекращении дела об административном правонарушении, указав на наличие процессуальных нарушений и необходимость нового рассмотрения. Суд отметил, что отсутствие товарно-материальных ценностей на момент проверки не подтверждает их фактическое отсутствие при подписании документов, что требует более тщательного анализа обстоятельств дела.